Как обезопасить ребенка в интернете

Безопасность в интернете одна из самых волнующих родителей тем.

Наверное, вы уже видели эти социальные ролики, в которых молодой человек (согласовывая с родителями) создает фейковый аккаунт и знакомится с их детьми. Переписка длится около недели (+/-). После этого молодой человек от лица фейкового аккаунта предлагает либо встретиться с ребенком на нейтральной территории, либо самому прийти к нему в гости (внимание!), когда родителей НЕТ ДОМА.

И как вы думаете, чем все это заканчивалось? Дети СОГЛАШАЛИСЬ! Пускали в дом/тайком выходили на встречу со своим интернет-другом. Конечно же, их там ждали родители и организатор этого эксперимента.
Причем фактически 10 из 10 родителей говорили:
- Наш(а) точно не согласится на встречу. Мы то ему/ей объясняли, что это небезопасно. Он/а все знает.

О чем это говорит?

О том, что дети не воспринимают наши нравоучения и поучения об интернете, особенно когда родители сами не являются продвинутыми пользователями социальных сетей, то есть не имеют никакого авторитетного мнения в этой области.

Более того, мы, взрослые, часто осуждаем интернет-увлечения детей, все эти приложения как Like, TIk Tok  и др.

Поэтому я хочу предложить вам немного другой подход в защите детей в интернете.

1. НУЖНО САМИМ РАЗОБРАТЬСЯ, ЧТО СЕЙЧАС ПОПУЛЯРНО

Не будьте динозавром для своих детей, который только что вылез из своей пещеры и знает, что такое «Одноклассники». Изучите, что нравится вашему ребенку, почему, и как он себя в этом находит. Ведь даже в том же «Лайке» ребенок учится монтировать видео, накладывать музыку и фильтры какие-то там и главное – НЕ стесняется и показывает себя и свое творчество.

Посмотрите на аккаунт ребенка. Может там что-то классное есть, а может, что-то неприемлемое (я расскажу вам ниже об этом. И да ребенку до 14 лет можно и нужно советоваться с родителями о контенте, который он постит). В общем, включитесь в интернет-мир современных детей.

2. НУЖНО ВЫСТРАИВАТЬ ДОВЕРИТЕЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ С РЕБЕНКОМ

Доверие – это залог того, что родители знают, что творится в жизни и в душе ребенка.
Помните, что доверие подразумевает общение, принятие и отсутствие осуждения. Я много писала о том, как же нужно выстраивать отношения с детьми, чтобы они были доверительными

И еще, не забывайте, что отношения – это работа, и начинать работать лучше с самого детства. Очень сложно уже в подростковом возрасте налаживать контакт с ребенком, если до этого было много упущений и ошибок 

Именно для того, чтобы ваш ребенок будучи подростком был не таким «кусачим», мы с коллегой готовим онлайн-программу «О чем молчит подросток». Кому интересно – пишите.

3. НУЖНО РАССКАЗЫВАТЬ РЕБЕНКУ (начиная с 6-8 лет) О ПРАВИЛАХ ПОВЕДЕНИЯ В ИНТЕРНЕТЕ

Рассказывать интересно и с личными примерами.

Давайте я с вами поделюсь, как я это делаю на групповых/индивидуальных занятиях.
Сначала мы с детьми/ребенком начинаем беседу. О чем угодно. Об увлечениях, моде, современной музыке, мультиках и т. д. Плавно все это перетекает в интернет, социальные сети, приложения.

И я спрашиваю:
- А как ты считаешь, интернет это безопасно или там может быть что-то опасное?
(чаще всего дети предполагают, что опасность там какая-то да есть)
- А нужно ли детям, да и взрослым тоже, соблюдать правила поведения в интернете?
(чаще всего я слышу положительный ответ на этот вопрос)
- А почему ты так считаешь? Ведь там до тебя никто не может дотронуться. Там нет дорог по которым могут с огромной скоростью проезжать машины. Зачем в интернет-пространстве правила?
ребенок/дети предлагает свои варианты.

После я соглашаюсь со сказанным, может, где-то дополняю и говорю следующее:
- Да, как все верно ты сказал. В интернете есть две опасности:
1. Одна, которая может задеть тебя, твою личность, твои чувства и т. д. (это мошенники, хейтеры, взрослые люди, которые могут выдавать себя за других, чтобы встретиться с ребенком, злые и пугающие сайты).
2. Вторая, которая может навредить твоей технике и личным данным (это вирусы, хакеры и т. д.).

Дальше я ОБЯЗАТЕЛЬНО транслирую ребенку то, что я верю, что он и так все эти правила знает и придерживается их:
- Ну за тебя я точно не переживаю, ты то знаешь, как себя вести в интернете, но давай мы с тобой вместе это проговорим еще раз, вдруг я что-то упускаю.

- Давай мы с тобой для начала обсудим, как можно обезопасить свою технику и личные данные?
И мы вместе с ребенком проговариваем или фиксируем (в тетради, на доске) в виде таблицы (я нуу оочеень люблю таблицы:)), что можно, а что нельзя делать.

Например:
НЕЛЬЗЯ:
1. Ставить легкие и одинаковые пароли в социальных сетях.
2. Делиться со знакомыми своими паролями.
3. Переходить по ссылкам, которые без предупреждения шлют незнакомые и даже друзья (здесь я рассказываю личный пример).
4. Регистрироваться в неофициальных приложениях и оставлять там пароль от своих социальных сетей.
5. Отправлять деньги и т. д.

МОЖНО:
1. Ставить сложные пароли (пример).
2. Поделиться с родителями этими паролями.
3. При создании аккаунта в социальных сетях резервным e-mail указать родительский.
4. Установить антивирус на компьютер.
5. Скачивать ТОЛЬКО лицензионные приложения (благо сейчас только такие в app store и google pay) и т. д.

Составили красивую табличку. Обсудили и, как следствие, запомнили. Далее переходим к самому, на мой взгляд, важному –непосредственно безопасности ребенка. 

4. НУЖНО РАССКАЗАТЬ РЕБЕНКУ О СЛОВАХ-МАРКЕРАХ

Ведь дети, в отличие от взрослых, не так отчетливо могут фильтровать и аккаунты (фейк не фейк) и намерения людей. Поэтому очень важно рассказать о словах-маркерах, которые, скажем так, могут свидетельствовать о том, что по ту сторону экрана сидит плохой человек.

КАКИМИ МОГУТ БЫТЬ СЛОВА МАРКЕРЫ?
- Привет! Ты такая красивая, скинь фото!
- А где именно ты живешь? А какой номер дома?
- А ты уже взрослый/ая? Часто ли ты остаешься дома один/a?
- А кем работают твои родители? Они каждый день ходят на работу?
- Скинь свою геолокацию!
- Сколько тебе лет? Ты уже встречаешься с мальчиками/девочками? и т. д.

Важно объяснить ребенку, что эти слова маркеры могут быть написаны немного по-другому, главное – смысл остается тот же.

Далее мы говорим ребенку о том, что когда он увидит подобного рода сообщение ему важно РАССКАЗАТЬ ОБ ЭТОМ маме/папе. Вот именно здесь вам и пригодится, то доверительное общение, которое я упоминала выше.

Ребенку важно показать профиль этого человека, чтобы мама или папа помогли разобраться, настоящий ли это мальчик/девочка или же злоумышленник.

Если профиль вызывает подозрение, то сообщаем ребенку о том, что нужно заблокировать этого пользователя, так как это плохой человек. И конечно же, БЛАГОДАРИМ ребенка за то, что он нам об этом рассказал.

Схема ясна? Повторим.
Слова маркеры -> увидел -> сказал маме -> вместе проанализировали аккаунт -> (если что-то подозрительноe - блок) -> благодарим ребенка и за то, что показал, и за то, что отследил.

МЛАДШИМ ШКОЛЬНИКАМ (до 10 лет) МОЖНО ПРОЧИТАТЬ интересную СКАЗКУ «О ПРАВИЛАХ БЕЗОПАСНОСТИ В ИНТЕРНЕТЕ» – пишите в комментариях, если интересна сказка, и я вам ее пришлю.

5. НУЖНО ПРОВЕРЯТЬ АККАУНТ (и контент) РЕБЕНКА

Доверие, доверием. А мониторить социальные сети ребенка стоит.

Заранее обсудите с ребенком, какие фото/видео приемлемы для общего доступа, а какие нет и ПОЧЕМУ. Важно это аргументировать и не быть ханжой.

И давайте будем откровенны, 90% родителей читают переписки детей. НО! Важно не высказывать своим детям:
Почему ты выражаешься такими словами? Ты что школу прогулял? Это что за идеи т. д.

Если вы читаете переписки и комментарии ребенка, мониторите его друзей, то помните, что делаете вы это не для того, чтобы отчитать ребенка за мат, сигареты или прогулы, а для того, чтобы ОБЕЗОПАСИТЬ его от недоброжелателей. Эта мысль должна быть мотивацией, а не тотальным контролем.

Если же мы видим какую-то подозрительную активность на странице ребенка, странного пользователя и переписки, то мягко помогаем ребенку прийти к мысли о том, что это может быть не тот человек, за которого он себя выдает.

Задаем вопросы. Напоминаем о словах-маркерах. Рассказываем (придумываем) случаи из жизни и НЕ осуждаем (ребёнка) за это общение.

Вообще я бы рекомендовала занятия по “БЕЗОПАСНОМУ ИНТЕРНЕТУ” сделать обязательными в школе и проводить раз в месяц или раз в два месяца. Повторение, как говорится, мать учения.