Еще ОТНОСИТЕЛЬНО недавно с детьми не принято было разговаривать. Если только сверху вниз и в приказном тоне:
Сделай! Убери за собой! Оденься! Заканчивай! Поешь! и т. д.
Ну либо еще можно было отругать за провинность. Это считается разговором?)

Затем в культуру родительства через психологию и педагогику просочилась мысль: “А не начать ли нам разговаривать со своими детьми?”. Неплохая такая мысль, правда, никто не объяснил КАК разговаривать.

Поэтому родители поубавили указаний из своей речи и добавили вопросы. Но вопросы не простые (случаи из практики):
- Почему ты не хочешь кушать? – спрашивает моя клиентка сына, который не кушает в детском саду.
- Зачем ты это сделала? – спрашивает клиентка свою двухлетнюю дочь, которая ,разозлившись, раскидала игрушки.
- Ты что не с той ноги встал? – спрашивает отец 3,5-летнего ребенка, который не захотел с ним с утра разговаривать.

Как можно на них ответить? Да я и сама не знаю… А ребенок-то и подавно. Что ему остается? Раздражаться.

Если опустить риторические вопросы, то лидирующее место занимают следующие:
- Ты поел в садике? А что поел?
- С кем ты сегодня играл? Воспитательница хвалила?
- Что было в школе? Какую оценку получил по математике?
- Домашку задали? А по каким предметам?  и т. д.

Подумайте, раздражало бы вас, если бы ваши домочадцы спрашивали вас что-то подобное, когда вы приходите домой с иработы (оценивали как бы). Хм... думаю, что да.

С этим все понятно. А как же быть с кейсом, когда родители начинают искренне интересоваться жизнью ребенка и тем, что там происходит, а ребенок отмалчивается, раздражается и еще больше отдаляется?

“Я от классного руководителя узнаю, что у моей появилась первая любовь. Со мной она не делится. Хотя я всегда у нее спрашивала и интересовалась, с кем она общается, куда ходит, что делает и т. д.” – говорит мне клиентка.

“У моего ребенка будто память отрубает, когда он перешагивает за порог детского сада. Спрашиваю, что было в садике –молчит, говорит “не помню” или “ничего” – жалуется подруга.

А знаете почему так?
Потому что мы достаем своих детей этими неинтересными, однотипными, риторическими и бесконечными вопросами.
- Что получил? С кем общался? Была контрольная? Исправил ли оценку? Поел? Поспал? Поиграл? Погулял?

Дети быстро адаптируются к этому формату общения и либо не замечают эти вопросы (игнорируют), либо отвечают формально и односложно. Подростки в силу своей эмоциональности могут срываться:
- Отстань! Отвали! Уйди! Не лезь! и т. д.

Те, кто читает мои статьи, может сказать:
- Анита, так ты сама же говоришь, что детям нужно задавать вопросы, спрашивать и интересоваться их мнением.
Да, все верно. Но, как мы поняли, вопрос вопросу рознь, и второе, не менее важное, я всегда рекомендую родителям самим делиться с детьми своими переживаниями (то есть просто разговаривать самим). И почему-то я не думала, что нужно заострить на этом внимание.

Исправляюсь)
Итак, если хотите, чтобы ваши дети делились с вами своей жизнью, рассказывали и доверяли вам, то...

❗️САМИ РАССКАЗЫВАЙТЕ о своей.
* Делитесь своим опытом, рассказывайте о том, что у вас происходило в их возрасте, это ведь так интересно.
* Рассказывайте развернуто и подробно. Главное учитывайте возрастные особенности ребенка и подстраивайтесь под его возможности.
* Делитесь своими переживаниями, рассказывайте, что вы ели, с кем вы сегодня виделись, что делали.
* Как вы в детстве не любили квашеную капусту, а сейчас уплетаете за обе щеки. Как вы менялись, как ваше мнение и взгляды тоже, а главное почему.

И тогда, глядя на вас, вашему малышу ТОЖЕ захочется поделиться (а тут вы можете помочь ему, задав вопрос).

Знаете, почему именно такой способ “работает” лучше всего? Потому что дети стараются копировать своих родителей). И если для вас норма делиться, рассказывать и интересоваться жизнью друг друга, то и ребенок быстро втянется в этот процесс.
Применять этот лайфхак можно и нужно с раннего детства (учитываем возрастные возможности ребенка).❤️

Світлина від Anita Vayakanti.