В августе в Укрине пройдет самая масштабная Международная конференция демократического образования IDEC/EUDEC 2019. «Освіта Нова» готовит цикл статей о демократическом образовании в Украине и мире. И сегодня мы задали 5 вопросов о демократическом образовании Наталье Тарченко, соосновательнице DEC life school и соорганизатору конференции.

Что лично для вас означает «демократическое образование»?

Впервые с демократическим образованием я познакомилась в Финляндии на конференции IDEC, которая стала для меня открытием и удивлением. Я ожидала традиционного официального мероприятия, а увидела людей, которые ходили босиком, сидели на полу, делали то, что хотели. Первое, что бросилось в глаза, такое свободное поведение участников.

Я начала понимать, что демократия – это свобода в определенных рамках.

Посещая альтернативные школы с многолетней историей в Израиле, Англии и других странах, каждый раз я открывала новые грани демократического образования.

Яков Хехт, основатель конференции IDEC, говорит, что термин «демократическая школа» возник в странах, где все говорили о демократии в жизни, и единственная сфера, куда демократия не приходила, была авторитарная школа. Это был отсутствующий пазл в картинке демократического общества. Поэтому появились школы, где дети могут учиться настоящей жизни, брать на себя ответственность, принимать участие в решениях, иметь право голоса и чувствовать себя значимым элементом общества. Яков уверен, что школы, где в центре учебного процесса ребенок и его потребности, могут называться демократическими. И для этого необязательно иметь формальные признаки.

Как отличаются дети, которые учатся по принципам демократии и те, которые учится в обычной школе или других методиках?

В демократических школах дети учатся выражать свое мнение и отстаивать его. У них есть парламент, где ребенок может принимать решения, влиять на то, что с ним происходит в школе, выбирать какие уроки будут, какое питание, учителя, какие будут правила и последствия за их нарушение. Дети наравне со взрослыми принимают участие в управлении школой. Это учит их быть ответственными за свой выбор.

 

Какие примеры международных демократических школ для вас являются «эталоном», или поразили больше всего?

В первую очередь, легендарная Summerhill в Великобритании, которая является колыбелью новых демократических проектов по всему миру. Многие из них говорят: «Мы, как Summerhill», хотя часто при этом очень отличаются. Но именно Summerhill вдохновила их, показала своим примером, что другая – свободная школа – возможна. Поразительно, что для нас это до сих пор кажется чем-то новым, а Summerhill существует уже 100 лет.

Еще одним вдохновением для меня стала школа в Индии – Aarohi Life Education Open learning community. Aarohi не называют себя школой. Это – открытое обучающееся сообщество. Сюда можно приехать в любое время и на любой срок, как одному ребенку, так и всей семье. Учебной программы нет, все исходит от запроса и интереса детей, а йога и медитация – обязательная часть дневного распорядка. Школа находится посреди джунглей, рядом спокойно прогуливаются слоны. Все здания для школы строили после обсуждения с детьми, все идеи поддавали сомнению и вместе искали общее решение.

В Aarohi ученики и их родители учатся осознанности и ответственности.

Основатель школы говорит: «Сейчас открывается большое количество школ и все они стали похожи на рестораны, где обслуживают клиентов, предлагают им различные меню, изысканные блюда, изощряются, чтобы понравиться. Мы – не ресторан. Мы создали кухню, на которую приглашаем детей и родителей готовить вместе с нами».

 

Какие принципы демократического образования вы внедряете на практике в своей школе?

У детей в DEC life school есть свобода выбора и возможность принимать решения. Например, наши дети сами разрабатывают правила школы. Они также составили целую систему последствий за их нарушения – красные, желтые и зеленые карточки. Степень серьезности проступка они тоже определяли самостоятельно. В этом году, например, дети проголосовали, что за использование нецензурной лексики и физического насилия следует отстранение из школы на 3 дня.

Что ожидаете от IDEC-2019 в Украине?

IDEC – это одновременно вызов и возможности для всех нас. Думаю, что нам важно услышать истории иностранных гостей и перенять их опыт. Некоторые из них развивают демократическое образование уже 30 лет. Но я также уверена, что у Украины тоже есть чему поучиться, ведь за последние несколько лет в нашем образовании произошел значительный прогресс, появилось много школ и проектов нового формата.

Верю, что IDEC станет переломной точкой в развитии и трансформации украинской образовательной системы.

Приходите на IDEC Ukraine и узнавайте о демократическом образовании из первых уст!

Детали о программе конференции, спикерах и участии по ссылке