Каждый осознанный родитель искренне надеется, что их ребенок найдет свое призвание, что он или она смогут реализовать свой потенциал и талант по максимуму. Но также мы все понимаем, что для того, чтобы что-то получилось, таланта мало. Нужно еще и огромное трудолюбие, вера в себя и образование, учитывая, что в будущем дети будут жить в мире, который нам сейчас даже сложно представить. Украинская новая школа сейчас только становится на тот путь, который направит детей и поможет им найти себя через несколько лет. Но в мире есть несколько учебных заведений, которые переворачивают наше сознание о том, каким может быть современное образование. О трех таких новаторских школах расскажем сегодня.

 

Steve Jobs School

 

 

Где: Амстердам, Нидерланды

История создания:

Первую школу ее основатель Морис Де Хонд открыл в Амстердаме, затем учебные заведения сети стали появляться по всей Голландии, а в январе 2016 года была открыта Steve Jobs School и в Йоханнесбурге в ЮАР

Процесс обучения:

1. Подход к обучению в этих школах базируется на одной философии — образовательный процесс строится на взаимодействии с iPad и облачными технологиями.

2. Никаких классов, поделенных по возрастному принципу. Дети обучаются в группах до 25 человек, максимальная разница в возрасте учеников может составлять 4 года, при этом старшие дети помогают младшим, чтобы они прогрессировали быстрее.

3. Никаких классных руководителей и обыкновенных педагогов. В школе работают специалисты по разным предметам и коучи, причем один коуч сопровождает ребенка в младшей школе, а затем другой — в средней.

4. Большое внимание уделяется сотрудничеству школы с родителями. Каждые шесть недель родители и коуч проводят встречу, на которой обсуждается прогресс ребенка и обновляется его индивидуальный план обучения. К тому же, у родителей есть свое личное приложение на iPad, позволяющее отслеживать успехи их ребенка в реальном времени.

5. Гибкий график. Ребенок может начинать занятия как в 8.30, так и в 9.30.

 

6. Типичный учебный день выглядит следующим образом:

9.30 — 10.00 — работа в общей группе. Эти первые полчаса направлены на социальное и эмоциональное развитие детей, как правило, за это время они обсуждают последние новости и события и делятся своими мыслями по поводу того, что их волнует.

10.30 — 12.00 — инструктаж. В это время дети получают свои индивидуальные планы согласно своем уровню и темпу обучения. Инструкции им выдают специалисты по различным предметам: языки, математика, окружающий мир и т.д.

12.30 — 14.30 — воркшопы, проекты, индивидуальная работа, спорт и др. В это время дети сами могут выбрать, чем они хотят заниматься — принять участие в каком-то мастер-классе или активности либо же решать задачи и делать упражнения самостоятельно. Обычно они должны сделать до 60 примеров и 60 упражнений по языку.

14.30-15.00 — окончание дня в группе.

 

Особенности:

В школе детям дают 10 обещаний:

  • прислушиваться к пожеланиям ребенка, что он хочет изучать;

  • учить его задавать хорошие вопросы;

  • помогать ему становиться лучше в том, в чем он уже хорош сейчас;

  • ставить перед ним новые вызовы, чтобы он пробовал преодолевать трудности и учился новому;

  • давать возможность выбирать что и когда он хочет делать;

  • учить его относиться к окружающим без предрассудков и унижений;

  • помогать ему налаживать сотрудничество с другими людьми;

  • вооружать самыми новейшими технологиями, которые подготовят его к завтрашнему дню;

  • учить использовать свое воображение для создания чего-то нового;

  • успешно подготавливать его следующим учебным заведениям да и к жизни в целом.

 

Несмотря на то, что все обучение завязано на использовании новейших технологий, приложений и игр, дети не все время проводят у экранов. Социальным навыкам в школе также уделяют большое внимание через реализацию коллективных проектов, над которыми ребенок работает с другими детьми. Другой навык, на развитие которого также делается акцент и работа над которым ведется с первого дня ребенка в школе, — умение находить различные виды информации, обрабатывать ее и фильтровать.

Одно из главных преимуществ школы — индивидуальных подход к ребенку, что подразумевает — каждый учится в своем темпе по тем методам, которые ему подходят. Иногда по самым необычным. К примеру, одному ученику школы никак не давалась математика, но он обожал возиться с техникой и моторами. И каждую субботу ему позволяли работать с приборами в гараже его родителей. Спустя какое-то время оказалось, что с теми математическими задачами, которые касались его увлечения, у него вообще не было проблем. И сейчас он продолжает делать успехи в математике.

 

Green School

 

 

Где: Бали, Индонезия

История создания:

Эта школа была задумана Джоном и Синди Харди в 2006 году после того, как они решили продать свой ювелирный бизнес. Долгие годы трое дочерей пары обучались на хоумскулинге. В отчаянной попытке найти идеальную и настоящую школу для своих девочек, и желая остаться жить на Бали, родители решили построить собственную школу, которая распахнула свои двери в 2008 году. И с момента открытия в школе прошли обучение около 400 учеников как начальной, так и старшей школы.

 

Процесс обучения:

1. Программа Early Years рассчитана на детей от 3 до 6 лет и включает в себя занятия пением, танцами, искусством, йогой и майндфулнессом, зеленые студии и экскурсии по территории вокруг школы, во время которых дети исследуют природу.

 

2. Начальная школа подразумевает наряду с занятиями математикой и грамматикой уроки по бережному отношению к окружающей среде, уроки, направленные на развитие предпринимательского духа, коммуникативных навыков и четырех типов мышления: эмоционального, физического, умственного и внутриличностного.

 

3. В средней школе детям уже дают возможность самим выбирать предметы и курсы для изучения, таким образом они учатся самоконтролю. Например, они могут выбрать курс Jalan Jalan, в рамках которого им приходится выходить из зоны комфорта и пробовать что-то новое: строить, придумывать, создавать бизнес-ориентированные проекты или проекты по защите окружающей среды.

 

4. В старшей школе у выпускников есть возможность посетить университеты по всему миру и попробовать поработать в тех организациях, которые их вдохновляют.

 

Особенности:

Инновации не всегда означают самые современные технологии — считают в Green School. Представьте школу без стен, построенную из бамбука и расположенную между рисовых полей и тропических лесов. Вот именно так и выглядит Green School. Предметы вроде математики или иностранных языков здесь перемешаны с садоводством, приготовлением еды, дайвингом и даже традиционной балийской грязевой борьбой.

 

Учителя, как и ученики, здесь со всего мира. Сейчас Green School — это больше, чем школа, это целое комьюнити. Все больше и больше родителей строят дома недалеко от школы по принципам устойчивого развития — тем принципам, которым обучают их детей в школе: делать все для своего региона, позволять окружающей природе вести тебя и помнить о том, какое будущее ты оставляешь своим внукам. Несмотря на такие возвышенные цели, школу часто критикуют, в особенности за ее стоимость. Но вот, например, 8-й Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун, побывав здесь с визитом в 2015 году, отметил, что «это самая уникальная и впечатляющая школа», которую он только видел.

 

Democratic School of Hadera

 

 

Где: Хадера, Израиль

История создания:

Эта школу в 1987 году создал  реформатор и идеолог демократического образования Яков Хект. В свое время он сам не окончил школу из-за своего диагноза – дислексии. В 19 лет Яков поехал в Summer Hill, первую успешную альтернативную школу в Великобритании, которая появилась еще 100 лет назад и понял, что хочет основать такие учреждения и в своей стране. С тех пор в Израиле открылось больше 20 демократических школ.

Процесс обучения:

1. В этом учебном заведении считают, что школа — это не подготовка к жизни, это и есть жизнь, а обучение не должно рассматриваться только в формате уроков в классе, ведь человек приобретает опыт всегда и всюду через разговоры, игры, наблюдения и попытки что-то сделать.

2. Занятия в школе проходят в различных местах: и в классе, и в образовательные центрах, на каких-то воркшопах и вне школы в том числе.

3. Каждый может принять участие как в абсолютно любой активности, организованной в школе, так и в независимых мероприятиях. Главное условие — любое мероприятие должно быть доступным и дающим возможность чему-то научиться.

4. Подход к обучению в школе индивидуальный. Никто не сравнивает учеников друг с другом, дети учатся каждый в своем темпе и согласно своим целям и выбранным направлениям.

5. Среди широкого разнообразия предметов, техник и методологий ученик выбирает то, что ему по душе, и может сам формировать свой график обучения.

 

6. У каждого класса есть свои правила, установленные теми, кто этот класс создал, и тот, кто хочет присоединиться к данному классу, должен следовать его уставу.

7. Помимо привычных предметов, в школе преподают «нетрадиционные» йогу, приготовление еды, видео и т.д.

8. Школьный двор считается главным местом обучения. Здесь можно играть, устраивать собрания, заниматься как индивидуально, так и в группах по установленному графику или спонтанно и нерегулярно.

9. Если ребенок хочет изучать какой-то предмет, недоступный в школе, педагоги и его личный ментор помогут найти ему подходящие условия или место для обучения.

10. Дети сами могут предлагать новые предметы для изучения, и, кстати, новые педагоги сначала проходят собеседование именно с ними, а потом уже с администрацией школы.

Особенности:

Демократическая школа в Хадере является инклюзивной, здесь обучаются дети, которые по тем или иным причинам были исключены из обычной образовательной системы, дети со особыми потребностями и дети со сложностями в восприятии информации.

Модель школы — демократическое государство. Все нововведения, законы должны быть приняты «парламентом», куда входят ученики, учителя и родители. Различные комитеты, куда также входят и педагоги, и дети, и родители, отвечают за управление организационной части ежедневной жизни школы, пока дисциплинарный комитет, в котором точно так же представлены все стороны, функционирует как судебная ветка. И любой человек, связанный с школой, в независимости от должности и возраста, может принести свою идею или дело на рассмотрение в эти комитеты.