“Дураки учатся на своих ошибках, а умные – на чужих” – ведь так мы думаем? Вы серьезно? Кто-то в это еще верит?

Оказывается, да. Когда я работаю с детьми, как только заходит речь об ошибках, они мне тут же цитируют эту фразу. И я даже знаю, от кого они ее услышали.

А вот реальной истории, где эта “истина” подтверждалась бы, никто рассказать не может.

Все потому, что это миф. Миф, который мы поддерживаем и навязываем его нашим детям. Если бы эта расхожая фраза была правдой, никто бы не знал, что такое “наступать на те же грабли”. Мы ведь считаем себя умными, не так ли? А получается, что не то что на чужих, даже на своих ошибках не учимся.

Если задуматься, откуда растут ноги у нашего пристрастия к подобным фразам, оказывается все просто. Мы не любим ошибаться. И не хотим, чтобы ошибались наши дети. А это утопия. Ошибаются все. Ошибались, ошибаются и будут ошибаться.

И что самое интересное: ведь ошибка – это прекрасно. Если правильно к ней относиться. Для нашего мозга ошибка – это кладезь информации и возможность лучше запомнить материал. Если бы не наше отношение к ней, и если бы не желание во всем быть лучшими.

А что происходит в реальности? Когда ребенок ошибается, ему снижают оценку, его ругают, у него возникает печаль, разочарование, раздражение или гнев. Так и возникает “естественное” нежелание совершать ошибки и “понятный” страх перед ними.

Ошибка – это одна из основ критического мышления. Часть так называемого научного мышления.

Допустим, у нас есть гипотеза (отношение к ситуации, убеждение, взгляд на мир) и мы ее тестируем на реальности (сопоставляем с фактами). Если же наша гипотеза не соответствует реальности (мы признаем ошибку) – мы меняем наше отношение, убеждение, мировоззрение. Но чаще выходит так, что мы пытаемся подогнать реальность к нашей гипотезе. А поскольку это невозможно, то это прямой путь к неврозу. И эта схема работает на разных уровнях – в отношениях, в учебе, в профессиональной деятельности.

Например, ребенок убежден, что люди добры и милы, что мир справедлив, и в нем добро всегда побеждает зло. Он сталкивается с реальностью, где другие могут воспользоваться его легковерностью и доверчивостью. Его убеждение и страх перед ошибкой заставляют оправдывать поведение этих других, искать основания для такого их поведения. Он может даже допустить, что с ним что-то не так, что он заслуживает такого обращения. И это все вместо того, чтобы трезво оценить ситуацию и поменять гипотезу (убеждение). Но для того чтобы уметь видеть реальность такой, какая она есть, а не подгонять ее к своим шаблонам, нужно иметь достаточно развитое критическое мышление.

А что мы, родители? Помогаем ли мы детям в этом?

Хочу привести еще один пример того, как мы мешаем формированию того самого критического мышления.

От скольких разочарований нам хочется уберечь детей. От ошибок, которые мы сами когда-то совершили. А реально ли это? Вопрос открытый.

Как же нам хочется “подстелить соломку”. А эту соломку мы стелим как? С помощью чрезмерного контроля. И нежелания предоставлять детям самостоятельность. Мы ограничиваем их в возможности принимать собственные решения. Мы думаем, что такая тактика оправдана, так как не уверены, что ребенок сам способен разглядеть опасность, неприятность. Мы не уверены в зрелости его мышления.

Вопрос в другом. Если бы мы целенаправленно помогали ребенку сформировать зрелое критическое мышление, то нам бы захотелось проверить, насколько оно хорошо работает у него. А как можно проверить? Просто. Постепенно отпуская и наблюдая, что из этого получится.

Это единственный выход, который я вижу в том чтобы “подстелить соломку”, не добавляя излишней озабоченности, контроля и ненужных расспросов.

Итак. Как же развивать это самое критическое мышление?

  • Находить ошибки. Преднамеренно их делать. Позволять ребенку исправлять вас. Развивать его наблюдательность.
  • Искать разные способы решения проблем или задач.
  • Уметь видеть несоответствия в окружающем мире.
  • Конечно же, задавать много вопросов.

Но это дети и так прекрасно умеют до определенного возраста. Главное, не отбить у них это желание, а с возрастом, наоборот, показать сколько еще разных вариантов вопросов бывает (открытые, закрытые, риторические, уточняющие, развивающие и т. д). 

Вопросы – это о чем? Это о естественном интересе, любознательности. Ведь так? Сохраним интерес, сохраним и желание задавать вопросы.

  • Не бояться задавать “неудобные” вопросы.
  • Учить смотреть на ситуацию с разных точек зрения.
  • Отличная практика – обсуждать исторические события. Вот уж где масса точек зрения.
  • Учить умению различать черно-белое мышление: “Если ты мне не друг, то ты мой враг”.
  • Показывать, как владение информацией из разных источников может помочь в принятии правильных решений.
  • Развивать чувство юмора.

Немногие люди размышляют больше двух или трех раз в год; я сделал себе международную репутацию, размышляя один или два раза в неделю. Джордж Бернард Шоу

 

Если вас заинтересовала эта тема, запишите своего ребенка на мой практический курс по развитию критического мышления для подростков 10-16 лет, который стартует уже 17 ноября. Программа разработана так, что занятия можно посещать разово. Подробности и регистрация по ссылке http://osvitanova.com.ua/events/krytycheskoe-myshlenye-kurs-dlia-podrostkov.