Osvitanova.com.ua

Ирина Браницкая, основатель демократической школы Papaya School, прожила с детьми в польской демократической школе Wioska Bullerbyn, и делится впечатлениями.

Год назад на конференции демократических школ в Израиле я познакомилась с директорами демократических школ по всему миру. Пришла идея приехать к ним в гости с парочкой детей. Они не были против, даже обрадовались. Так мы с группой из 6 детей и тьютором поехали в Wioska Bullerbyn, где планировали учиться 10 дней. Половину времени пребывания нас селили в семьи, вторую половину – живем в загородном помещении школы.

За неделю пребывания в этой школе много переосмыслила относительно реального развития детей. Сначала расскажу про суть школы Wioska Bullerbyn, а потом – про систему обучения, которая очень особенная в этой школе.

Самые большие различия с большинством альтернативных школ - это собрания и отношение к детям.

Про школу.

Польская Volna школа открылась 5 лет назад. Сначала в центре Варшавы, а теперь у школы есть 3 помещения. В школе сейчас учится 28 детей младшего и среднего возраста. Старшие дети учатся в другом режиме, об этом ниже.

Классической системы демократического образования в Польше, как и в Украине, нет. Дети должны сдавать экзамены по всем предметам раз в год. Но в этой школе приняли решение сдавать экзамены не все одновременно, а в течение года. Ребенок учит весь курс истории - сдает экзамен, потом курс биологии - сдает экзамен, и так далее.

Детям предлагают учить предметы, но это необязательно, кто не хочет - не учит.

В школе убеждены, что то, что ребенку интересно, он запомнит, потому что буде возвращаться. Все остальное ему нужно только для оценки и запоминать необязательно. До середины апреля дети сдают все экзамены и в мае уже учатся в свободном режиме. Теперь школа больше похож на лагерь. Все еще приезжают учителя, есть мастер-классы, но учить программу уже не нужно.

Про собрания

Все вопросы, которые касаются детей, обсуждаются с детьми. Даже бюджет. На каждый месяц школа выделяет бюджет на развитие, а дети решают, на что он может пойти. Взрослые объясняют, какие есть возможности, и все вместе поясняют последствия. Но решение за детьми.

Вопросы обсуждаются обычно очень разные. Например, в один из дней - участие в предстоящем фестивале, на который мы как раз попадаем, организация Польской конференции демократических школ, что делать с обувью перед входом, и так далее. По всем вопросам дети могут решение принимать сами, таким образом учавствуя в формировании культуры и жизни школы. Мне кажется это очень важная часть, ведь учит детей замечать, обращать внимание, улучшать, развивать. Не просто принимать все, что вокруг, а участвовать. Это - социальная роль, которая формируется с детства. Не могу сказать, что все дети живо участвуют в обсуждении, но видно, что им не все равно и интересно. А кто может помочь, или кому есть что сказать, всегда говорят.

У всех равные голоса - и у взрослых, и у детей. Взрослым не всегда нравятся решения, и они не всегда с ним согласны. Если удается убедить детей в своем мнении - повезло. Но бывает по-разному. И детям в этом доверяют. Никто не пытается им причинить добро. Дети сами решат, как им лучше, и встретятся с последствиями.

Про отношения между детьми и взрослыми

Это в Wioska Bullerbyn – самое важное. Что делают.

С четверга по воскресенье для преподавательского состава проводится супервизия. Это значит, что все сотрудники школы назначают день для общения с психологами, тренерами, коучами, которых выбрали для этой цели. Обсуждается все, что происходит в школе – поведение детей, отношения внутри коллектива, все сложные вопросы, которые зависают и не решаются. Так же преподаватели и менторы учатся эффективно общаться и коммуницировать. Тут про все. Про ненасильственное общение, другие техники и важные моменты. Супервизия проводится регулярно. Кроме того, в школу регулярно приезжает психолог, который работает и с преподавателями. Преподаватели ходят на курсы, тренинги, мастер-классы и воркшопы.

Самое важное для них - это отношения с детьми и между детьми, комфортная атмосфера в школе.

Для меня это магия, когда дети живут бок о бок годами и обходятся почти без конфликтов. Во-первых, все на поверхности. Все, что кому-то не нравится, обсуждается на собрании или решается вне его. Никто не молчит. Во-вторых, доверие – главное слово здесь. Это тот воздух, которым все дышат. Это то, что позволяет каждому ребенку и взрослому чувствовать безопасность этого места, чувствовать, что это – настоящий дом. Ещё один пункт – принятие. Каким бы ребенок ни был – странным, особенным, с любой прической и цветом чего угодно, он такой же, как все.

В школе 28 детей и все живут, как одна семья. Любой вопрос проясняется, любое мнение важно, любая особенность не является минусом. Вы понимаете, что это значит? Про булинг, мне кажется, тут даже не слышали. Дети каждый день из года в год растут в атмосфере полного взаимопонимания и комфортного взаимодействия. Никто не кричит, никто не дерётся, не обижается, просто потому что есть внутреннее спокойствие и уверенность в себе. Каждому есть место. Это важно понять. Каждому.

И если у ребенка с детства есть условия, в которых формируется личность, и нет необходимости что-то доказывать, бороться за выживание, быть в стрессе, формируется спокойная и уверенная личность, правда?

Личность развивается в том направлении, в котором считает нужным. Решения ребенок принимает сам, живёт с ними сам. Нет внутренних конфликтов, которые мешают жить. И в какой бы ситуации ребенок ни оказался (его не вырывают из общества, ему предлагают условия развития в школе, и все), если он в себя верит, если есть чувство своих границ, возможностей, есть свои цели, сформированные нормальным путем, если есть все это, скажите – что может его сломать? Что может ему сделать больно?

Я как-то писала пост о том, что учитель английской демшколы с 45-летним опытом работы изучает жизни детей, которые учились в демократичных школах, и говорит, что у этих детей в жизни нет тяжелых потрясений. Не потому, что их нет. А потому, что они могут встретиться с последствиями. Обеспечивает им это правильное взросление в комфортных условиях.

А теперь вопрос к психологам. Если ребенок с детства взрослеет в атмосфере понимания, доверия, принятия. Если ему доверяют решения, если ему помогают встретиться с последствиями. Если вот такой ребенок попадает, например, в какую-то серьезную неприятность. Что происходит?

Я думаю, что он с ней справится. Потому что ему есть место и всегда было. Потому что есть люди, кому можно доверять. Потому что, если есть боль, достаточно найти в себе ресурс, чтобы это пережить. Про это говорил учитель-исследователь. Эти люди... стабильнее, что ли.

Я вижу разных людей – от 6 лет и до 75, тех, кто раньше учился, а теперь работает в демократичном образовании.

У всех них есть ощущение внутренней уверенности и спокойствия.

Конечно, это не зомби, пожалуйста, поймите правильно, и не сверхлюди. Они просто красивые. Потому что вот этот внутренний свет, эта способность любить жизнь – и есть сущность.

 

Про систему школы

Вдохновила, поразила, впечатлила, заставила много думать.

Дети в этой школе учатся с 6 лет. Нет ни садиков, ни подготовки к школе. Есть "фундация Bullerbyn", которая кроме школы ведёт ещё много разных образовательных проектов. Но сейчас о школе.

Есть 3 помещения, 4 ментора, они же 4 тьютора, и 11 учителей-предметников на 28 детей.

Начальная и младшая школа с понедельник по среду находится за городом. Сюда детей привозят родители или школьный автобус. В понедельник утром на общем собрании обсуждаются вопросы, релевантные для этой недели учебные процессы, планы на неделю, и другие повседневные вопросы, правила, что случилось, что происходит.

В понедельник тьюторские часы собрание с детьми по группам, на котором обсуждается учебный процесс. Что происходит с контрольными, что нужно ещё сделать, доучить, где позаниматься. Это только про учебу.

После личные тьюторские часы только между тьютором и учеником. Тьюторы работают либо со взрослыми детьми, либо с младшими. Тут не смешивают все возраста.

В четверг дети учатся в Варшаве. Это день уроков и спорта. Вид спорта выбирают дети каждые 2 месяца. Дети из младшей школы учатся в школе в парке, где у них чаще всего природа, язык, работа в саду, крафт, рисуют и гуляют.

У средней школы тем временем в другом помещении идут уроки, но приходит на них только тот, кто хочет.

В пятницу день в городе. Взрослые стараются использовать все возможности города для развития детей. Дети тоже предлагают варианты, куда пойти.

Такая школьная система работает до возраста 15 лет. Потом ребенок решает, как он хочет учиться дальше. К этому возрасту дети знают, как получать знания, как ставить цели и к ним идти. У детей все ещё есть тьюторы, но в школу за городом дети уже не ездят, а учатся только в Варшаве. Траекторию составляют себе сами, в этом им помогает тьютор. И в школе они не каждый день. И обучением этот процесс назвать очень сложно. Менторы говорят, что предлагают для детей много разных вариантов, но они не соглашаются, и всех это устраивает. Значит, так надо.

К 18-19 годам дети решают, будут ли они поступать и куда, и готовятся к поступлению, либо развиваются в том, что им нравится. Проясню. Они уже пробуют разную деятельность. Пробуют работать, чтобы понять, каких знаний и навыков им не хватает и как их можно получить. В таком варианте институт - очень осознанный выбор. Потому что это – 5 лет жизни, а у выпускников демократичной школы есть осознание и понимание, на что они готовы тратить время, а на что – нет, и какие могут быть результаты и последствия любого выбора.

Все выглядит настолько логично и гармонично! Вот смотрите. Дети младшего возраста проводят много времени на улице, много играют, изучают и познают мир вокруг - для этого есть школа за городом и школа в парке. Учатся эти дети меньше.

Иногда ходят на занятия, сами выбирают, куда ходить.

По мере взросления, когда они отыгрывают, когда начинается возраст активного познания, дети сидят с книжками, ходят на занятия, активно общаются с педагогами, все ещё играют, бегают, прыгают на батутах. Когда им нужна тусовка – она тут есть. Дети, похожие на них. 3 дня в неделю комфортного общения.

Когда и этот возраст заканчивается – начинаем думать про профессию. Пробовать разные варианты. Все время с самого начала была возможность себя слышать и проявлять, так как обязательной нудной обучаловки не было. К 16 годам уже примерно понятно, что получается и что интересно. Пробуем. Находим вокруг возможности. В течение нескольких лет формируется понимание, что хочется делать в ближайшие годы и чего не хватает. Все время в контакте с детьми взрослые. Все это время есть те, к кому можно прийти с любым вопросом и просьбой. И взрослые дети, когда чувствуют в себе достаточно уверенности, начинают работать.

 

Про ошибки и ответственность

Изучая демократическую систему образования, сталкиваюсь с большим количеством вопросов и сомнений. Один из важных вопросов – ответственность за обучение, за свои решения и за свою жизнь.

Можем ли доверять детям решение вопросов относительно их образования? Можем ли доверить им выбор того, что они хотят учить и в каком объеме?

Хочу рассказать один случай в польской демократической школе, который очень ярко иллюстрирует суть системы, а с другой стороны, переворачивает сознание. Сегодня утром в школе было очередное собрание. Собрание ведёт кто-то из детей – председатель. Поскольку понедельник и все приезжают в школу в разное время, так получилось, что в 10.00 тут ещё никого не было. Часть детей сидели и ждали, и в 10.18 все-таки решили начать. Дети сидели в кругу на полу – это важно – все на одном уровне. Взрослые были у себя в кабинете. Когда взрослые вышли и сели в круг, председатель собрания заявил, что все, кто опоздал, не могут принимать участие. Одна из менторов со словами, что раз не может, она уходит, вышла. Три других остались. Часть детей пошли за ментором. Через некоторое время они ее вернули. Мальчик-председатель понял, что совершил ошибку, но вопрос важный. Это и стало темой ближайшего обсуждения: что делать с опоздавшими? Председателю сказали, что он мог хотя бы всех собрать или позвать. Что иногда задерживается автобус с детьми и так безапелляционно поступать не очень нормально. Что в любом случае, принимают участие опоздавшие или нет, решают все, а не один человек. Ребенок принял решение и столкнулся с последствиями. Все, что тут происходило в ближайшие 15 минут, это – обсуждение. Без повышенных тонов, обид или обвинений. Просто разговор. Взрослые не правы априори, они не могут заставлять всех ждать. Если есть причина опоздать и им нужно чуть больше времени, они могут просто перенести собрание на 20-30 минут. Так и решили.

Для меня это было невероятно показательно. Тон обсуждения. Без обвинений. Разговор по сути и предложения. Это просто... это же нормально, да? Все же, как и должно быть. Но очень часто все не так.

Для меня за эти 15 минут произошло очень много. Я наблюдала реакцию детей, взрослых, следила за решениями и процессом.

Это очень маленький случай, который иллюстрирует отношения, правила, как происходит развитие детей, что такое ошибки и что ошибаться - не страшно.

Ошибки случаются и все можно обсудить, но ребенка продолжают любить и принимать. Потому что все ошибаются. Потому что от этого он не стал другим и точно не хотел кому-то навредить. Для меня это про многое – про отношения, про комфортную атмосферу, про развитие и про ответственность.

 

Демократическая школа Papaya School объявила набор детей на 2018/19 учебный. Вопросы – Ирина Браницкая 

Поширити у соц. мережах: