Osvitanova.com.ua

Украину можно легко сделать площадкой для новых школ разных форматов

Так считают Ирина Браницкая, совладелец школы нового поколения Papaya, и Анна Сушко, координатор инициативы «Ангелы Школы», рассказали, зачем пригласили Филиппа Граера в Украину, что общего у Украины с школами всего мира, о мастер-классе для учителей киевских школ и как на семьи влияет отсутствие оценок в школе.

Как вы уговорили Филиппа Граера приехать в Украину? И почему именно его решили пригласить?

Ира:

Я была на нескольких встречах представителей разных альтернативных школ в Киеве, одну из которых организовывал Алексей Греков. Хорошо общаемся, обсуждаем создание Ассоциации независимых школ, но почему-то никто не готов вкладываться усилиями, нет идеи и понимания, к чему все идет. И вот я еду на тренинг по образованию в Израиль, знакомлюсь с Филиппом Граером, который рассказывает о светлом будущем образования и возможных переменах во всем мире. А я думаю: «Значит у наших людей возможно просто не хватает мотивации, глобального видения и им нужно просто показать перспективу?» И предложила привезти Филиппа в Украину. На самом деле, изначально Филипп – человек не про образование. Он не учитель, его первое образование – международная экономика, учился в Вене, США. И его большая цель – изменение экономической модели мира. Гигантское количество денег, ресурсов, талантливых людей тратится на то, чтобы кому-то что-то продать. Компании постоянно конкурируют, а глобально - это неправильно, будущее – за сотрудничеством и разделением ресурсов, sharing economy. Об этом говорит Филипп.

Но для таких изменений нужно формировать свободных людей. Начинать нужно с образования детей, ведь это – фундамент.

Украина, как оказывается, не уникальна с нашими проблемами в образовании. Они есть везде, и процессы изменений сейчас идут везде. И у Филиппа есть огромный опыт работы над системой образования разных стран, особенно Бразилии, конкретные инструменты и ответы, какие изменения можно совершить и как их внедрять. Мы можем совершить прорыв, основываясь на чужом опыте. Поэтому и зовем Филиппа. Мировых знаний и наработок много, но мы не умеем ими пользоваться, а нужно научиться. Удивительно, но приезд Филиппа привел колоссальное движение нашего рынка. И эта волна интереса как раз нужна нам для перемен и реальных действий.

Аня:

Нашему обществу нужно приобрести один важный навык. Все привыкли к процессу делания, его бурной имитации, и быстрым результатам. Но большие изменения требуют больше времени, больше терпения и настойчивости. Мы не привыкли так работать, и не получая результат сразу , говорим: «У нас, в стране, ничего невозможно сделать!»

Мы пригласили Филиппа, для изучения международного опыта, как проводят реформы или запускают программы в других странах. Так могут появиться конкретные цели и шаги к их достижению у нас.

Какой вы видите цель перемен в образовании в Украине?

Ира:

Глобальную цель не можем мы здесь вдвоем формулировать. Надеюсь, ее выработаем как раз благодаря приезду Филиппа и совместной плотной работе всего образовательным сообществом. То, что вижу лично я. Сейчас всего 0,4% детей в Украине вовлечены в частное образование, даже не альтернативное. Во-первых, нас должно стать больше. За последние 1,5-2 года в округе Киева выросло 20 альтернативных и частных школ, а по Украине – раза в три меньше. К примеру, когда я рассказываю о своей деятельности в Хмельницком, где заканчивала школу, меня не понимают. «Демократическое образование», «дать детям выбор», «перестать прессовать» - о чем вы? Дети плачут по утрам, идя в школу, а время там – это черный период их жизни. И для большинства родителей, к сожалению, это – норма.

Должно быть активное движение людей, которые видят потребность перемен. Когда не только в Киеве будут заинтересованные в изменениях люди. Но для начала нужна координационная группа, которая может оформить это движение.

Аня:

Моя мотивация и задача, чтобы все общественные организации в сфере образования начали плотно взаимодействовать между собой. Создать площадку для обмена опытом, сотрудничества и совместных проектов. Потому, что разных и классных инициатив очень много, и нам есть чем поделиться друг с другом!

Если мы смотрим на современное образование, к какому формату надо переходить школам, по мнению Филиппа?

Ира:

Филипп против того, чтобы зацикливаться на школах. Образование начинается с рождения и не заканчивается никогда, непрерывный процесс. Школа лишь один из форматов. Как раз об этом EduShifts, движение, которое Филипп организовал, работая в Бразилии, а я стартовала в Украине. Чтобы черпать опыт других стран и рассказывать о своем, он ездил по всему миру, оброс огромным количеством знакомств. И понял, что вопросы, которые решаются в Бразилии, идентичны вопросам в других странах. Европа, Америка – неважно.

 

Мир сейчас находится в едином процессе изменений образования. Ведь оно было организовано сотни лет назад для «производства» рабочих на заводы. И мы по продолжаем это делать. Но мир изменился.

Поэтому говорить о том, что в Украине происходят какие-то особые процессы, мы не можем. Но мы можем применить мировой опыт. И сделать это легче благодаря мировому проекту EduShifts, который помогает разным стейкхолдерам образования кооперироваться и доходить до общих результатов, учитывая пожелания каждой организации, каждого вектора развития.

Лично мне очень интересен еще один проект – learning spaces. Он объединяет уже где-то 70 человек из разных стран, которые работают над своими проектами в своих странах, но и на международном уровне над изменениями образования во всем мире.

То есть мы в Украине застряли на том, что действуют все разрозненно, и нет общего вектора, с которым можно прийти в минобразования и сказать, чего хотим?

Аня:

Сейчас министр и его команда очень открыты к сотрудничеству и нуждаются в нашей поддержке. Не одно министерство не сможет запустить реформу образования самостоятельно. Важно, чтобы все участники образовательного процесса действовали слаженно и поддерживали, также давали обратную связь министерству и политикам. Все изменения начинаются с каждого из нас. В первую очередь, изменения должны происходить в головах у общества!

Ира:

Каждый день в своей школе я сталкиваюсь с вопросами родителей: «Как же без уроков? Без оценок? Надо же следить за успеваемостью детей». Проводила опрос наших учеников. Знаете, что ответили? Что с момента, как они пришли в Papaya и учатся без оценивания, улучшились отношения с родителями. Не может быть, чтобы отношения с родителями зависели от оценок. Так не должно быть.

Я недавно вернулась из Израиля, где изучала их школы. Поразительно, но там демократичные школы на свою систему образования наговаривают: «Она слишком узкая, не демократичная». Задумайтесь. Управление школой там осуществляет директор. Он, с коллективом и родителями, решает, какую методику преподавания выбрать и чему обучать детей. Обязательная госпрограмма – аж три предмета – иврит, английский и математика. Мало демократии?! Там общество уже на более высоком уровне развития. Там верят, что дети могут сами решать, что им нужно. Там коллективно работают на одну общую цель – чтобы дети получили максимальное хорошее образование. Они внутренне готовы к таким подходам и изменениям. И поэтому Израиль – единственная страна в мире, где демократические школы спонсируются государством на 75-90%. При этом в Британии в демократической школе Summer Hill, которой через два года будет 100 лет, учится всего 70 человек. Она, конечно, не одна в стране. Но при таком консерватизме провести реформы образования сложнее, чем нам.

Украину можно легко сделать площадкой новых школ разных форматов. Легко. Суть ведь одна – видеть детей счастливыми и доверять им.

Чему надо учить детей?

Ира:

Детям не хватает позиции «Я». Когда ребенок заканчивает школу, становится винтиком в большом механизме. Он может хорошо знать физику, математику, химию. Но что он любит? Насколько ощущает, чем хочет заняться в дальнейшем, в чем его сильные стороны, сколько он сил готов вкладывать в то, что для себя считает самым важным и нужным? Задача моей школы – научить детей ощущать себя как единицу пространства и быть субъектом своей жизни. Не я должна решить, что у него будет математика. Он сам должен это решить, а я дам возможность попробовать себя в различных направлениях. Нужно уметь самостоятельно выстроить траекторию своего развития – этому я учу детей сейчас. Поэтому надо учить детей видеть мир, понимать, что в нем происходит, учиться считывать маркеры перемен, понимать себя, сильные стороны, что они могут и хотели бы сделать, постоянно учиться и развиваться, работать в синергии с миром. Детям надо дать понимание, что учеба длится всю жизнь, и их нелюбовь к физике сейчас никак на это не влияет.

Сколько сейчас учеников у вас в школе?

Ира:

34 ученика. Ушел всего один ребенок, но дело, наверное, в подходе родителей, которые говорят: «Свобода – это хорошо, давайте ее детям. Но над моим стойте и требуйте, чтобы он выучил математику».

Каким будет «образование будущего»? Сейчас эту фразу часто говорят, вопрос обсуждают, в том числе и вы...

Ира:

Никто не скажет, ведь сейчас только изучается этот вопрос. В Израиле познакомилась с замечательным человеком – Сугата Митра.

Он – исследователь образования будущего. И говорит об образовании так: «Представьте школу, в которой учитель приходит на занятие и задает вопрос, на который нет ответа, его просто не существует до сих пор». И каждое занятие – это исследование, работа с огромным количеством информации, систематизация, критическо-аналитическое мышление. Весь комплекс того, что мы сейчас не делаем. Но никто не знает, каким будет образование в будущем. Сейчас мы думаем, что детей нужно обучить soft skills. Но думаю, через пять лет это все вновь поменяется.

Аня:

Я считаю, что в школах нужен урок «Как полюбить учиться», и с первого класса давать детям лайфхаки и максимально поддерживать их интерес к изучению и поиску ответов. Расскажу недавнюю историю, на примере одной конференции для представителей государственных школ. Меня пригласили провести интерактивный мастер-класс для 80 учителей и директоров киевских школ. Я выбрала формат СОУП, где за час времени нужно самостоятельно найти ответ на вопрос, и данный формат позволяет побыть на месте ребенка и потом применить такой способ обучения в классе.

Задание: есть слайд с фото человека и надо найти ответ на вопрос, кто этот человек, изучить информацию о нем и в виде небольшой презентации рассказать всем. Работа в группах по четыре человека. Я дала фото Сугата Митры, которого они не знают. С заданием сначала справились те учителя, которые умеют работать с Google! 20-30 минут ушло на поиск, и дальше нужно было изучить все, что найдут о Сугате и сделать небольшую презентацию, рассказать о нем.

Было разрешено общаться между командами, переходить в другую команду и, если не удается найти ответ самому, подойди к соседям и попросить совет. Но максимум 15% зала после 40-минутных мучений решились спросить у коллег! Злились, расстраивались, игнорировали задание и просто ждали, когда же этот кошмар закончится.

В итоге часть зала сделали такие выводы о Сугата Митре: он решил заменить учителей компьютерами и школа должна быть онлайн!

Хотя на самом деле эксперимент Сугата Митры показывает, что дети – самообучаемы, ищут разные варианты действия, находят свои ответы.

Этот пример отлично показывает, насколько взрослые люди могут меняться, как они реагируют на новые форматы и боятся спросить у других совета. И в этом суть основной проблемы запуска всех изменений в системе образования.

Учителей, как и детей, нужно обучать и помогать перестраивать мышление, открывать новые форматы и возможности, но на это нужно давать четкие сроки. Не хотите работать над собой - работайте не с детьми, меняйте сферу деятельности.

Иначе, о какой новой школе мы можем говорить? Елена Волкова, владелец Free School, рассказала, что у детей уходят годы на адаптацию, при переходе из обычной школы в альтернативную У вас также?

Ира:

Дети, которые приходят в 1 класс, без школьного опыта и боли, открыты абсолютно ко всему, неважно – математика или украинский. Учитель смотрит, как они чувствуют себя в группе. И регулирует процесс обучения основываясь на динамике группы. Дети, которые пришли в 3 класс, уже сложно адаптируются. Они ждут, что учитель даст программу. Но мы вырулили процесс.

Самый сложный – 6 класс. У них такие боли с прошлой школы остались. Мне сказали, нужно два года на то, чтобы этих детей вывести на ноль. И они никогда не станут такими, как те первоклашки.

То есть то, я могу отработать на 100% свою систему обучения только для своих первоклашек. Для остальных – это компромисс, постоянное лавирование между болью, прессом и возможным вариантом свободы. Это правда тяжело. У меня пока нет результатов, которых я ожидала, но мы ищем пути, и дети нам здорово помогают. Родители приводят не «к нам», а бегут чаще всего «от той школы». Сложнее всего с детьми, которых система поборола и превратила в винтики. Вернуть их самость – очень тяжелая работа. Скажи им копать – копают. Очень комфортно. Но в них нет детей.

Как вы пришли к открытию своей школы?

Ира:

Я работала в журналистике на телевидении, потом ушла в маркетинге канала Discovery. Там начала интересоваться программами, связанным с образованием. Когда пришло понимание, что с маркетингом пора завязывать и надо заняться чем-то полезным для общества, случилась война в Украине, после которой пошла в «Самопоміч». Почему-то была уверена, что хочу заниматься образованием, и начала проект Smart Start, знакомивший детей с наукой, показывал им широкий мир, которому интересно задавать вопросы и исследовать. Помогала мне Наталья Шульга – невероятно светлый человек с гигантским багажом знаний. Но недолго мы просуществовали, не нашли финансирования, «Самопоміч» занялась политикой и я ушла. Сначала создала познавательный лагерь с «Веселой наукой». А в прошлом году с партнером открыли школу Papaya. Весь этот год я училась, как правильно заниматься школой. Познакомилась с Кандибуром в Днепропетровске, у которого также система обучения без уроков и классов, дети разного возраста учатся самостоятельно с помощью учителя в небольших группах. В результате, у нас в школе нет уроков, общепринятых классов, уже с 3-го класса дети много занимаются самостоятельно, а учителя включены в групповую деятельность и консультируют учеников точечно. Есть пространство, задания и задачи, педагоги, которые помогают. Это как на правильной работе: у вас есть объем работы и вы сами решаете, как достичь результата, а с вопросами обращается к кому-то компетентному. Так и у нас. Спасибо огромное «Аспену», Никитину и Чудновскому, которые дали мне основы, как должен выстраиваться процесс и к чему идти. Ведь форму можно придумать любую, вопрос – в сути образования.

Papaya сейчас прибыльный проект или нет?

Ира:

Убыточный. Наверняка школа могла бы стать прибыльной, но пока нет. Если бы я открывала уже пятую школу, могла бы правильно просчитать ее как бизнес-проект. Но это первая, все считали-считали, но не досчитали. Школа развивается, много вкладываем в настройку системы, тренинги, поиск педагогов, привлечение дорогих специалистов, которые помогают нам наладить процессы. Но пока школа не наполнена нужным количеством детей. Мы не вкладываем в рекламу и маркетинг. Работаем над этим.

А ваши дети – какие?

Ира:

Прекрасные. Счастливые. У них нет домашних заданий. Яся в танцевальном “рабстве”, сама выбрала такую студию, где занятия каждый день по три часа. У нее есть на это время…

Как мама, вы считаете своих детей уже взрослыми, самостоятельными, такими, которые могут распоряжаться своей свободой и принять решение?

Ира:

Конечно, не считаю, я же мама. Но борюсь с собой. Я ведь тоже из прошлого. Но слушать детей мы точно должны и не начиная с 10 лет, а гораздо раньше. Но даже в этом возрасте дети уже сознательные, могут делать выбор и нести ответственность за него. Но еще не осознанные.

Что советуете читать-смотреть коллегам?

Ира:

Международного опыта полно, но и у нас в стране есть много людей, которых стоит читать. Алексей Греков, Роксолана Левицкая, Владимир Никитин, Олег Деревянко, Женя Мирошниченко, Макс Бакшаев, Наташа Чуприна, Александр Спиваковский, Михаил Крикунов и многие другие – уже в своей работе ушли на много шагов вперед. Нужно следить за их блогами, тенденциями, искать нужную информацию. А родители точно должны смотреть TEDx с детьми и обсуждать новые темы, выносить их на родительские собрания.

Аня:

Тоже рекомендую TEDx, но детям. Там есть много роликов о подростках, которые реализовали уже какие-то глобальные проекты или идут в этом направлении. Потому что на примере «такого, как я» приходит мотивация и вдохновение чего-то достичь.

Поширити у соц. мережах: