Похоже на название какой-то странной сказки, не правда ли? Допустим.

Эту историю я услышала вчера на воркшопе «Проекти, які змінюють школу» в рамках образовательного фестиваля управленческого мастерства «Kyiv EdFest», который проходит во время весенних каникул.

Проводила воркшоп Ann Sushko – координатор проекта «School Angels Ukraine». Проект представляет собой общественное движение, идеи которого во многом перекликаются с рассказанной «сказкой».

История произошла около 14 лет назад в далекой и загадочной Индии. Профессор Сугата Митра работал в небольшой компании, обучающей людей писать компьютерные программы. Недалеко от места его работы расположились бескрайние трущобы бедняков. Каждый день эти люди вынуждены были бороться за выживание со всеми силами этого мира, и Сугата всё время думал, а смогут ли эти люди научится писать компьютерные программы? Почему только богатые должны по определению быть талантливыми?

«Компьютер в стене», «бабушкин метод» и другие чудеса «Школы в облаках» Сугата Митра

От мысли к действию: в один из знойных индийских дней Сугата сделал дырку в стене сарая рядом со своим офисом и вставил туда компьютер, чтобы посмотреть что произойдёт, если он даст компьютер детям, у которых никогда его бы не могло быть и которые совсем не знают английский и что такое Интернет.

Маленькие смуглые детишки не пришли, а прибежали. Компьютер находился в метре от земли и тогда произошёл очень важный для всей истории диалог:

- «Что это?», - спросили дети.

- «Да, это… я не знаю», - смеясь ответил Сугата .

- «Почему вы его сюда поставили?», - не отставали малыши.

- «Просто так»

- «Можно его потрогать?»

- и профессор ответил: «Если хотите».

И он ушёл.

«Компьютер в стене», «бабушкин метод» и другие чудеса «Школы в облаках» Сугата Митра

Вернувшись через восемь часов, Сугата обнаружил, что дети уже просматривали интернет и учили друг друга им пользоваться.

Он подумал: «Это не возможно, потому что… Как это может быть возможным. Они же ничего не знают». Профессор усомнился в чистоте эксперимента. Вполне вероятно, что мимо мог проходить один из его студентов и объяснить детям, как пользоваться мышкой.

И Сугата повторил эксперимент. Он уехал за 500 км от Дели в очень далёкую деревню, где почти нет шансов столкнуться с инженером-программистом. Там он повторил эксперимент: установил компьютер, уехал, вернулся через несколько месяцев, и увидел, что дети играют на нем в игры!

Далее состоялся не менее важный диалог. Когда дети увидели профессора, они сказали:

- «Нам нужен более быстрый процессор и лучшая мышка»

- «Откуда вызнаете об этом?» - спросил Сугата.

- «Вы дали нам компьютер, который работает только на английском и нам пришлось самим выучить английский, чтобы его использовать», - дети возмущенно, но вполне обыденно сказали.

«Компьютер в стене», «бабушкин метод» и другие чудеса «Школы в облаках» Сугата Митра

Следующие несколько лет профессор неоднократно повторял эксперимент, назвав свое исследование проект «Компьютер в стене». Перед детьми ставились различные задачи: изучение языка, химии, биологии, математики, улучшение произношения, и во всех случаях результаты просто поражали воображение. Профессор даже с уверенностью сказал, что через девять месяцев, группа детей оставленных наедине с компьютером на любом языке, достигнет уровня офисного секретаря с Запада. И теперь я не вижу причин ему не верить.

Получались просто невозможные для образования результаты: от 0% до 30%, за два месяца в тропической жаре с компьютером под деревом, на языке, которого дети не знали, делая вещи, которые на десятилетия опережают их время.

«Компьютер в стене», «бабушкин метод» и другие чудеса «Школы в облаках» Сугата Митра

Но викторианский стандарт диктует свои условия. 30% - это неудача. Необходимо добрать еще 20%. На помощь пришёл… бухгалтер. 22-летняя девушка, задачей которой было стоять позади детей, и, как только они что-то сделают, просто говорить «Ого, ух ты, и как вы это сделали? А что дальше? Когда я была в вашем возрасте, я совсем не умела так делать». Согата назвал это «бабушкин метод» по аналогии с нашим самой любимой вкусно готовящей и вечно обнимающей бабулей.

За 2 месяца оценки поднялись до 50%.

Так профессор понял, что заветным ключом, сподвигающим обучение, было одно простое «Ух ты».

По возвращении в Англию Согата занялся разработкой СОУП - самоорганизованного учебного пространства.

«Компьютер в стене», «бабушкин метод» и другие чудеса «Школы в облаках» Сугата Митра

Мебель в таком пространстве спроектирована так, что дети могут группами сидеть перед большими мощными компьютерами с доступом в интернет. Если они хотят, они могут вызвать «бабушку на облаке» - ещё один прекрасный термин, эволюционировавший из «бабушкиного метода».

Такие СОУП можно создать где угодно: в школе, за её пределами, в детском клубе и даже дома.

Будущее обучения, по мнению Сугата Митра, необходимо создавать уже здесь и сейчас, чтобы не стать запасными деталями для большого человеческого компьютера.

«Компьютер в стене», «бабушкин метод» и другие чудеса «Школы в облаках» Сугата Митра

«Я хочу помочь созданию будущего обучения, поддержав детей со всего мира, чтобы они могли узнать обо всех чудесах и возможностях совместной работы. Помогите мне построить эту школу. Она будет называться «Школа в облаках». Это будет школа, в которой дети отправляются в интеллектуальные путешествия, сподвигнутые великими вопросами, которые ставят перед ними медиаторы» Сугата Митра

Как вы считаете, сможет ли «Школа в облаках» и ее производные прижиться в Украине? Наше образовательное общество, в большинстве своем, скептически настроено по отношению к таким проектам. 300 лет система образования не получала таких серьёзных изменений и может не получить ещё столько же, если мы не попробуем это здесь и сейчас.

Что скажете? Есть у кого-нибудь лишний компьютер? 

 

Татьяна Курмаз, Освітній блог «Відлік»