Детский сад – это маленькая жизнь, которую проживает семья вместе с ребенком перед тем, как отправится в следующее путешествие под названием «школа». Ее качество, адаптация, успешные результаты во многом зависят от настроя родителей и понимания роли и места садика в концепции всей жизни ребенка. Да, хороший садик – это спокойствие и большая помощь родителям, но он не заменит семью и отношения с ними.

Садиковская жизнь будет легкой и радостной, если ценности совпадают и родители:

1. Занимают проактивную позицию и строят оперативные доверительные взаимоотношения с коллективом, играют с ним в одной команде и разделяют взгляды на воспитание и обучение.

2. Не накручивают себя и ребенка по любому поводу, имеют позитивный настрой и понимание, что сложности – естесственная и природная часть жизни любого человека.

3. Верят в силы и способности ребенка справиться с любыми трудностями – ибо в преодолении происходит развитие. 

4. Качественно проводят время вне садика – гуляют, играют и общаются с ребенком, дают себе и ему покой и отдых (не стремятся развлекать).

Коллектив садика, в свою очередь, должен «зреть в корень» – чувствовать суть и значимость своей роли, понимать важность всех процессов, способствовать природному становлению личности, но и соблюдать государственный стандарт (базовый компонент)  и программу развития дошкольников.

Чтобы сотрудникам детского сада и родителям было легче ориентироваться, я разделила садиковскую жизнь ребенка на 4 этапа, которые логично природно происходят, если садик и семья оказывают малышу и друг-другу необходимую поддержку. В результате, к школе будут всесторонне подготовлены и ребенок, и его семья :).

Первый этап (базовый адаптационный, обеспечивающий физиологический комфорт и психологическую безопасность)

Проведение мягкой адаптации детей к самостоятельной жизни вне дома, когда мамы и папы нет рядом. В первую очередь, необходимо дать ребенку ощущение физической и психологической безопасности и комфорта. В соответствии с теорией привязанности в нашем садике мы создаем «деревню привязанностей» в лице доверенных взрослых (сотрудников детского сада – воспитателей, помощников, педагогов, администраторов), к которым в отсутствие мамы и папы ребенок будет привязан, которым он будет доверять и которых он будет слушать. Это является необходимым залогом для дальнейшего успешного обучения, формирования новых практических навыков и комплексной подготовки к школе.

Сохранение и укрепление физического и психологического здоровья ребенка (соблюдение режима дня, гигиены, обязательный дневной отдых и сон, прогулки, ежедневные занятия спортом, создание сотрудниками сада позитивного психологического фона и наставнических доверительно-уважительных отношений).

Для этого родителям рекомендуем:

  • использовать ритуалы прощания и встречи (традиции, всегда неизменные – обнимашки, поцелуи, совместные игры),
  • строить мостики к непременной встрече в конце дня (фразы «встретимся вечером и ...», «с нетерпением жду встречи с тобой, чтобы пойти вместе на площадку», «я заберу тебя в 6 часов» и т. д.),
  • настраивать с самого утра на хорошее настроение и интересный день в детском садике («интересно, что сегодня будет новенького в садике», «желаю тебе хорошего дня и веселых игр с друзьями»),
  • интересоваться жизнью ребенка в садике («как прошел твой день», «что было интересного», « в какие игры ты играл с друзьями», «что сегодня тебя насмешило», «что сегодня тебя огорчило»),
  • качественно проводить время вместе (беседы, совместные прогулки, семейные настольные игры, традиционное вечернее чтение книг перед сном),
  • спокойно принимать негативные детские эмоции (за день у ребенка вполне естественно может накапливаться раздражение и неудовлетворенность, которую ему просто необходимо «слить» маме и папе, к этому нужно относиться с пониманием и не принимать на личный счет).

Традиции и ритуалы – важная составляющая успешного учебно-воспитательного процесса, поэтому мы постоянно работаем над закреплением существующих и появлением новых.

Второй этап (становленческий, обеспечивающий индивидуальное развитие)

Поддержка всех естественных этапов взросления, укрепление в ребенке своего «Я» без растворения в коллективе (нет единого шаблона воспитания, к каждому ребенку необходимо найти свой ключик, раскрыть его индивидуальные таланты и подчеркнуть способности), развитие эмоционального интеллекта ребенка (мы стремимся понимать и принимать детские эмоции – озвучивать их и сочувствовать; сопереживать отсутствию мамы или ссоре с другом; давать плакать, когда грустно; смеяться вместе, когда весело) и умения справляться со своими эмоциями, самостоятельно успокаиваться и выражать эмоции экологическим путем (без агрессии; с помощью слез тщетности, когда нужно поплакать – дать поплакать, чтобы понять, что ситуация не измениться; с помощью слов – у нас можно жаловаться доверенному взрослому, который поможет найти выход из различных ситуаций, поддержит и поможет договориться; с помощью шутки и юмора – перевести ситуацию в игру, помочь переключиться).

В то же время мы формируем осознанное бережное отношение к себе, своему здоровью и окружающему миру (объясняем, зачем заниматься спортом, правильно питаться, регулярно пить воду, гулять и закаливаться; учим сортировать мусор и экономить вторсырье, правильно подходить к потреблению продуктов и товаров, отдавать предпочтение вещам многоразового использования, экономить ресурсы нашей планеты), а также умение позаботиться о себе в психологическом и физическом плане (освоить навыки самообслуживания – туалет, одевание, еда, гигиена; обеспечить знание правил безопасности и правил поведения в обществе, сформировать способность отстоять свою точку зрения и сохранить свои рамки и границы, объяснить что такое чужие границы и почему нельзя их нарушать, зачем быть физически развитыми), развитие soft skills (понятия доброты, дружбы, заботы, сочувствия, внимания и т. д.), формирование режима дня, оптимального для будущих первоклассников, навыков планирования и самоконтроля (поддерживаем сами и работаем с родителями над выработкой необходимых привычек: вовремя приходить в садик, отдыхать днем, гулять на свежем воздухе, контролировать количество выпитой жидкости, вечером вовремя ложиться спать).

Третий этап (интеграционный, обеспечивающий социализацию)

Если не пропустили предыдущие два этапа, то происходит мягкое постепенное формирование социальных навыков (умение дружить и договариваться, работать в команде на общий результат, слушаться и уважать старших и помогать младшим). Второй и третий этап реализовываются очень природным естественным путем в настоящей свободной игре, поэтому одна из ключевых задач – обеспечить детям креативное игровое пространство (для индивидуальных и коллективных ролевых игр, игр с природными материалами, с песком, на детской площадке и т. д) и не вмешиваться, если завязалась настоящая игра (не путать игру с выяснением отношений, в случае которого необходимо помочь каждой стороне решить ситуацию без насилия над личностью). Сотрудникам детского сада важно доносить до родителей, что вне садика ребенок должен отдыхать и желательно наедине с собой, своими мыслями и игрушками – ведь в детском коллективе, по сути, невозможно обеспечить одиночество, такое необходимое для становления собственного Я. 

Я часто наблюдаю ситуацию, когда в дополнение к детскому саду родители водят ребенка не различные занятия и кружки, дома стремятся делать развивающие задания и играть в обучающие игры. В результате в садике ребенок «ничего не хочет» –балуется, устраивает протесты. А по большому счету он хочет одного – просто отдохнуть от «движа», который ему устраивают родители, чересчур сфокусированные на успешности и результатах ребенка. И в этом случае садик и дом меняются ролями, что в корне неправильно.

Четвертый этап (интеллектуальный, завершающий комплексную подготовку к школе)

Развитие навыков и компетенций, необходимых в будущем (мы реализовываем концепт Людмилы Петрановской 4К – учим Коммуникации и Кооперации, развиваем Креативное и Критическое мышление).

Коммуникация: на наших занятиях мы обеспечиваем живое общение, обсуждение тем, учимся договариваться и решать конфликты.
Кооперация: умение объединяться в команду и наилучшим образом реализовывать поставленные задачи, реализовываем при проведении совместных творческих проектов.
Креативное мышление: поощряем любые проявления творческого нестандартного мышления и подход «я художник, я так вижу», реализовываем в рисовании и на занятиях по свободному творчеству, творческому конструированию, в свободных играх. Критическое мышление: постоянно задаемся вопросами «а что если», на ответы «почему» отвечаем «а давай подумаем вместе», когда изучаем какую-то тему, то размышляем «что было до», «что будет после», (например, говорим про дерево – «до» была косточка, «после» будут плоды – яблоки; «а что если» не будет деревьев совсем), активно критическое мышление развиваем в повседневной жизни и на уроках «креативне мислення» на базе ТРИЗа (Теории Решения Изобретательских Задач).
 

Читай также: Современный подход к воспитанию одаренных детей

Получение базовых знаний о культуре (чтение сказок, стихов, пословиц и поговорок, проведение и участие в тематических днях и мероприятиях), окружающем мире (занятия «я у світі», уроки природоведения и экологии, культурология), а также получение разнообразного опыта благодаря интересным развивающим занятиям (эйдетика, креативное мышление, музыка, speaking club с носителем, театральная студия), занятиям по раннему развитию и подготовки к школе (развитие речи, памяти и внимания, изучение стишков и песенок, развитие крупной и мелкой моторики, интеллекта, освоение базовых школьных навыков – логика, математика, чтение, письмо, графомоторика), разнообразное творчество (поделки из природных материалов, работа с ножницами, бумагой и клеем, тканями, нитками и т. д.). Занятия ментальной арифметикой для детей 5-6 лет как в тренажерном зале – «качают мышцу» головного мозга, способствуют одновременному развитию правого и левого полушарий, помогают в интересной форме освоить состав числа и устный счет. Обеспечение физической активности и подвижности в течение дня (ежедневные занятия ЛФК, спортивные командные игры, вечерние спортивные занятия и игры).

Таким образом, программу детского сада необходимо строить не только «от ума», стремясь дать как можно больше интеллектуальных знаний, но в первую очередь учитывать природные процессы развития человеческого организма в дошкольном возрасте. Наилучшие результаты дает работа в команде с родителями, которые доверяют пространству и коллективу детского садика, а дома выполняют свою роль – любящей, понимающей и заботящейся семьи.