- Какое у тебя сегодня настроение?
- Что ты чувствовала, когда плакала?
- Когда ты толкнул мальчика, ты, наверное, рассердился?
Каждый раз, когда мы встречаемся порисовать и поиграть ( так выглядит консультация детского психолога и арт-терапевта) я задаю своим маленьким клиентам много вопросов про их чувства, эмоции, настроение в разных ситуациях. Мы говорим о том, что произошло за неделю или давно или про то, что часто повторяется. В начале нашего общения я часто получаю односложные и одинаковые ответы :
- Нормально.
- Не знаю.
- Все хорошо было, я вообще никогда не сержусь.
Эмоциональный интеллект - это осознание своих эмоций и возможность связать их со своими поступками, желаниями, ходом мыслей. Часто у детей нет такого навыка и это приводит противоречивому поведению, недостаточному контакту с собой и другими, неумению сказать о своих потребностях, нарушению поведения в виде повышенной агрессивности или полному заперту на агрессию, страхам. Я бы могла продолжить список, но перечисленного уже достаточно, чтобы узнать некоторые ситуации, свидетелями которых наверняка бывают все родители - дома или на площадке или детском саду или в школе.
Поэтому, я учу детей ( и родителей, конечно, сложность с осознанием и выражением эмоций у взрослых это отдельная тема ) тому, какие бывают эмоции, как они называются. Мы говорим про то, как разные эмоции можно выразить по-разному, как про них говорить, зачем они нужны, почему нет "плохих" и "хороших" эмоций.
Сегодня хочу рассказать про книги, которые помогут родителям поговорить с ребенком про эмоции, настроение. На этих книгах, конечно, нет маркировки - "детская психология, для развития эмоционального интеллекта" - я рассказываю и том, как читать книгу и найти в ней этот ресурс. Вы сможете пополнить свою библиотеку перечисленными ниже книгами и сможете по-новому прочесть те книги, которые у вас уже есть.
"Александр и ужасный, кошмарный, нехороший и плохой день" Джудит Виорст иллюстрации Рэй Круз, издательство "Карьера Пресс"
У каждого время от времени случаются дни, когда все идет наперекосяк и не так, как хотелось бы. Вот такой день случился и у Александра. Жвачка попала в волосы, учительница не похвалила рисунок, зубной врач нашел кариес, брат толкнул в грязь, отругала мама и в магазине не оказалось кед с красными полосками и заставили купить обычные белые. И это далеко не все, что случилось с Александром в тот ужасный день.
"У меня сегодня ужасный, кошмарный, нехороший, очень плохой день, сказал я всем. Но никто и ухом не повел"
Обида, гнев, отчаяние попеременно посещают Александра. Он плачет, кричит, молчит, спорит, дерется, жалуется.
Когда мы читаем эту книгу вслух, дети всегда затихают и внимательно слушают, как-будто это сказка, полная чудес. Это замирание и тишина про то, что важно получить разделенность своих эмоций, иногда впервые понять, что с тобой происходит и как называются эти чувства. Поговорите с ребенком о плохих днях, о том, что вы сами чувствуете в такие дни и какие они бывают у вас.
"Черный Пес" Леви Пинфолд, издательство "Поляндрия"
Однажды утром возле дома, где живут мама, папа и трое детей, появляется Черный Пес. Он большой как тигр. Семья решает закрыть дверь на ключ, выключить свет, потом задергивают шторы и все прячутся - под кровать, в своей комнате, под одеялом. И чем больше все прячутся, тем больше становится Черный Пес, он становится размером с дом. Пока не просыпается младшая дочка, она такая маленькая, что и зовут ее дома Крошка.
" - Чем вы там занимаетесь? - спросила она, заглянув под кровать.
- Прячемся. Возле дома бродит страшный Черный Пес.
- Какие глупости- сказала Крошка и пошла к входной двери.
- Не выходи! - закричали все шепотом.
- Пес тебя проглотит!
- Откусит тебе голову!
- Сгрызет твои косточки!
Но Крошка уже вышла за порог."
Крошка не боится Черного Пса и дальше история принимает совсем другой оборот. Крошка разговаривает с ним, задает вопросы, бегает наперегонки. В конце концов Черный Пес становится просто обычной собакой, которой было одиноко, холодно и хотелось есть - потому он и оказался рядом с домом.
Черный Пес это метафора страха, который приходит время от времени к каждому. Детям сложно говорить о своих страхах, также как и многим взрослым - потому что не знаешь, поддержат ли тебя, не понимаешь, откуда страх пришел и какими словами про него рассказать. А от этого страх становится только больше, как и Черный Пес в книге до встречи с Крошкой. Книга поможет поговорить с детьми о том, что такое страх, почему он появляется у всех и о том, что если страхом поделиться, то он точно станет меньше.
"Один на сцене" Ульф Нильсон, Эва Эриксон, издательство "Самокат"
Эта книга продолжит тему страха, страха конкретного и определенного, который знаком многим. Выйти и прочесть стихотворение перед гостями на дне рождения, сыграть в спектакле, ответить перед классом или спеть песенку на концерте, как герой книги - все это для многих детей очень и очень страшные вещи. И хотя участник весеннего концерта очень любил петь своему малдшему брату, но перед представлением чувствовал себя совсем плохо.
"Вечером я не мог заснуть. Совсем один на сцене.
И сказать ГРОМКО! А в зале полно родителей. От страха руки у меня стали мокрыми и ледяными.
А что если я забуду слова? Будет настоящая катастрофа! А если буду заикаться? Вдруг родители будут кидать в меня тортом? Может, школа закроется и учительница останется без работы? И у нее не будет зарплаты, и она пойдет искать в урнах пустые банки, чтобы сдавать их за деньги?
Я бросился в спальню родителей и пристроился рядом с мамой"
Эти страхи могут показаться смешными, но они будут очень понятны ребенку, который боится выступать на публике. А когда говоришь про страх, называешь его - он становится меньше. Поэтому, история будет терапевтичной для детей, ослабит напряжение и неуверенность.
К тому же вы конце книги происходит неожиданные перемены, маленький артист получает поддержку и больше не чувствует себя одиноко.
"Моя счастливая жизнь" Русе Лагенкранц, Эва Эриксон, издательство "КомпасГид"
"Поздний вечер, но Дюнне все никак не может заснуть. Некоторые в таких случаях считают овец, но ей известно кое-что получше!
Дюнне подсчитывает, сколько раз она была счастлива.
Например, когда однажды в далеком детстве, двоюродный брат Сванте подарил ей настоящую живую лягушку.
Или когда ей первый раз удалось проплыть три гребка, не утонув.
И еще когда ей купили школьный рюкзак.
А как она была счстлива, что пойдет в первый класс! Ждала этого момента всю жизнь. Лето тянулось невыносимо долго - и все только потому, что ей так не терпелось пойти в школу."
Героиня книги возвращает нас и к нашим воспоминаниям о прошлом или о прошедшем дне и к вопросы - от чего мы бываем счастливы?
Радость, удовольствие, счастье, восторг - могут пройти мимо, если мы не заметим важное и ценное в жизни, а испаряются эти чувства очень быстро.
Жизнь Дюнне нельзя назвать абсолютно безмятженой, каждый день с ней происходят разные стиуации и первый день в школе оказался не таким радостным, как она ждала, да и в семье не так давно случилось очень грустное событие. Но девочка умеет замечать счастье и радость, а маленьким читателям можно задать вопросы - когда чувствуешь радость, на что она похожа, что хочется делать, когда радостно, как могут помочь счастливые воспоминания?
"Что такое чувства?" Оскар Бренифье, рисунки Сержа Блоха, издательство "Clever"
Эту книгу я хотела бы рекомендовать не только для совместного прочтения с ребенком, но и почитать отдельно взрослым членам семьи.
Каждая книга Бренифье - хороший помощник в ситуациях эмоционального напряжения, когда сложно разобраться в том, что ты чувствуешь и почему. Больше всего книга напоминает диалог, есть вопросы, варианты ответов, предположения. Вы с ребенком можете вместе поискать ответы на вопросы и задать друг другу свои.
Вот некоторые вопросы из книги.
"Почему ты ссоришься с теми, кого любишь?
Обязательно ля защищаться, если тебя дразнят?
Можно ли быть абсолютно злым?
Хорошо ли быть влюбленным?
Что лучше : быть одному или с друзьями?
Бывает ли так, что человека слушают, но не понимают?"
В заключение хочу сказать, что любая книга может простимулировать общение с ребенком - ищите параллели с реальной жизнью, поступками, чувствами. Обсуждайте, предполагайте, придумывайте свои альтернативные варианты развития событий в книге.
Совет детского психолога и сказкотерапевта - когда читаете с ребенком и обсуждаете прочитанное, обязательно задавайте вопросы :
- Как тебе кажется, что чувствовал главный герой в этой ситуации?
- Как бы ты чувствовал себя на его месте?
- Как бы ты поступил?
Некоторые ответы можно нарисовать.
Книга станет дверью в мир собственных чувств, улучшит контакт с собой и осознанность действий.
Автор: Светлана Филяева
Якщо ви зареєстрований користувач і хочете додати коментар то вам потрібно увійти, або ви можете додати коментар нижче анонімно.