Умный ребенок – это какой? Об этом рассуждала Людмила Петрановская, детский психолог, известный на всё СНГ, автор бестселлера «Тайная опора». Методики Людмилы помогли тысячам родителей построить здоровые отношения со своими детьми на лекции 14 сентября в Киеве. Здесь вы найдете ответы на вопросы, как развивать все восемь типов интеллекта и надо ли их развивать в принципе. Вы поймете для себя, что важнее – чтобы ребенок был умным или счастливым. Тезисы с лекции 15 сентября «Самостоятельность или вседозволенность?» смотрите тут.

Благодарим за организацию приезда Людмилы Петрановской в Киев INVERIA flow space.

Людмила Петрановская: Умный ребенок – это какой?

Нет одной «умности». IQ не равно ум, проверено многими исследованиями. В каждом из нас есть совокупность разного количества интеллектов.

Говард Гарднер, автор теории множественного интеллекта, выделяет 8 типов интеллекта:

  • пространственный
  • телесно-кинетический
  • музыкальный
  • вербальный
  • логико-математический
  • межличностный
  • внутриличностный
  • натуралистический
  • эстетический
  • экзистенциальный

Прежде чем перейти к разбору каждого типа интеллекта в отдельности, нужно принять для себя, что 

У каждого из нас отлично проявлены две-три способности, ещё две-три на среднем уровне, и парочка совсем плохо. Это – нормально.

У каждого из нас есть свой уникальный орнамент, сочетание разных интеллектов в разном объеме. Даже в одном виде интеллекта какие-то части могут выпадать. Например, в пространственном – можно классно ориентироваться по карте, но абсолютно не уметь парковаться.

Важно уметь видеть свой орнамент, холить его, ухаживать за ним. «Проявлять хозяйское отношение к своему набору способностей», – как мило отметила Петрановская.
 

Как понять, какой интеллект развит

Развито в нас то, что хорошо получается просто так, что хочется делать и от чего получаешь удовольствие.

А вот что плохо получается, чего мы избегаем, о чем переживаем, тревожимся, боимся – меньше развито.

Чтоб понять, какой интеллект развит у ребенка, надо дать ему свободу, не трогать его и наблюдать, что он будет в это время делать. Играет в стратегии или стрелялки, сидит в соцсетях, собирает конструктор? Важно понять смысл его деятельности, что за ней стоит, а не поверхностно оценить. Например, если играет в стратегии, значит, развит пространственный интеллект. Там и кроется ответ о способностях ребенка.

А начать оценку лучше с самого себя.

Людмила Петрановская: Умный ребенок – это какой?

Самый сложный вопрос: развивать сильные или слабые стороны

Можно развивать сильные и «забивать» на слабые стороны, или наоборот – оставлять сильное сильным, а слабины прокачивать. Как правильно поступать, вам никто не скажет. Это выбор исключительно родителей, ребенка, семьи. Каждый сам выбирает, складывать все яйца в одну корзину или распределять по нескольким.

Когда развиваем сильные стороны, нам постоянно нужны вызовы, чтобы расти, чтоб каждый раз делать лучше и лучше, чтоб сравнивать себя с мастерами и вновь расти. Нужна мотивация на грандиозные свершения, чтоб развиваться.

Но если решили развивать слабые способности, как это сделать правильно, без надлома психики? Только в деятельности, связанной с этой способностью. Невозможно научить нырять в бассейне, где нет воды. Нужно наполнить бассейн и зайти в него. Нужно погружаться туда, где сложно, но в щадящем режиме, чтоб беречь психику.

При этом помнить, что именно в сложных ситуациях мы чаще всего и развиваемся.

Например, если ребенок необщительный, то есть, у него плохо развит межличностный интеллект, родителям надо создавать ситуации общения для него, но очень щадящие. Нужно мотивировать человека не на грандиозные свершения, а на скромные, посильные для него достижения.

Также можно развивать один навык за счёт другого, более развитого интеллекта. Например, заниматься музыкой, чтоб развить математические способности (говорят, в мозгу нужные участки близко находятся, потому занятия одним одновременно «напрягают» и соседние участки мозга).

Читайте также: Людмила Петрановская: «Самостоятельность или вседозволенность?»

Но чтобы это сработало, важно сделать навык, над которым сейчас работаем, востребованным в жизни уже прямо сейчас. Не работает изучение английского дважды в неделю на абстрактных занятиях, если не применять эти знания в повседневной жизни.

Педагогу очень важно понимать, у кого и какой интеллект развит, потому что тренировать людей с развитой способностью и не очень развитой надо по-разному. Абсолютно разная мотивация и подход.

 

Интеллект и школа: есть ли связь

В современной средней школе востребованы всего два типа интеллекта – вербальный и логико-математический. То есть у детей с развитыми другими типами интеллекта практически нет шансов проявить себя.

А ведь ты умный, если твои способности востребованы в этом месте. И наоборот.

Ребенок может считать себя глупым, просто потому что учится в школе, где не востребованы его способности. Он попал в такие обстоятельства, точнее мы его привели в такую школу! Взрослые выбирают, чем им заниматься, что им по душе, как применять свои навыки, чтобы получать удовольствие от своей деятельности. У детей этого выбора нет. Десять лет в школе они вынуждены быть в системе, где их таланты никому не нужны. Это тяжело.

Кроме того, что разные интеллекты в школе просто не учитываются, показывать свой сильно развитый интеллект тоже проблематично. Такие дети не вписываются в рамки. Например, они цитируют писателей, которые не изучают в школьной программе, а потому учителю необходимо проверить и имя этого писателя, и правильные ли инициалы. А это – лишняя работа, которая выводит учителя из равновесия. В школе работает только средний уровень интеллекта, и многим приходится подавлять свои способности, чтобы просто «подойти» системе на экзамене.

Что делать? Искать альтернативные школы, варианты, где будут ценить все виды интеллекта. Это сложно. Но желательно найти такие образовательные учреждения, где налажен индивидуальный подход к ребенку, где думают про индивидуальную траекторию развития.

Если это невозможно, просто уделяйте внимание увлечениям и интересам ребенка, предоставляя ему возможности для занятий своими увлечениями. Семья должна понимать, что это – талант, его надо развивать и применять.

 

Дошкольное образование также перекошено. Бич современных садиков в чрезмерной загрузке детей развитием. Каждые полчаса меняется вид деятельности, проводятся занятия, загружается мозг. Но при этом не учтено, что до 7 лет единственная деятельность, в которой ребенок развивается и познает – это ролевая игровая деятельность. Именно для нее должно быть достаточно много времени у дошкольников и в младшей школе. Природная детская игра – фундамент развития ребёнка.

А вот с 7 до 11 лет максимально полезная деятельность – игра по правилам, а не уроки и домашка. Футбол, «казаки-разбойники» и подобные им учат навыкам социализации, входа-выхода из разных ситуаций, командной работе.

 

Виды интеллекта, и что каждый из них означает

Людмила Петрановская: Умный ребенок – это какой?

Углубиться в теорию множественного интеллекта вы можете по ссылке, а сейчас предлагаю бегло рассмотреть каждый тип интеллекта, чтобы понять как оценивать его наличие и развитость у детей.

Сначала примеряем на себя – получается у меня или нет, легко дается или нет, силен в этом или нет? А потом уже на ребенка. Обсудить открыто эту тему можно с детьми-подростками, они уже сами способны оценить свои таланты.

Пространственный интеллект

Объёмы предметов, размеры, ощущение в пространстве. В профессиональной сфере люди с развитым пространственным интеллектом – это архитекторы, дизайнеры, инженеры. В быту – это ориентация по карте без Google, парковка машины, игра с конструктором.

Среднестатистически более развит у мужчин, что логично с точки зрения эволюции – они ходили на охоту и должны были находить путь домой.

Как понять, развит или нет? Например, ребенок из конструктора в свободное время строит потрясающие конструкции – делаем вывод, что развит.

В школе, где мало уделено внимания пространственному интеллекту, ребенок с развитым будет чувствовать себя там глупо. Хотя в другой обстановке он может делать фантастические вещи из бумаги, например, но в школе это не нужно.

Но даже в одном интеллекте какие-то части могут выпадать. Например, человек легко находит дорогу, но абсолютно не может парковаться.

 

Телесно-кинетический интеллект

Быть в контакте со своим телом и понимать, как оно устроено и на что способно. Умение чувствовать потребности своего тела в движении.

Например, у нас развит этот интеллект. Когда мы видим достижения других людей в этой сфере, с похожим нам интеллектом, мы восхищаемся и при этом понимаем, как это сделать, как тренироваться, чтоб тоже суметь так.

Когда у нас этот тип интеллекта не развит, мы смотрим на трюк и выдаем реакцию: «Как это вообще можно сделать?».

Этот тип интеллекта также не востребован в системе образования. А если он развит, то 40 минут сидения на одном месте для ребенка – пытка, мучение. Он физически ничего не соображает, потому что находится в стрессе из-за того что вынужден подавлять свое желание активно двигаться. А в стрессе развиваться абсолютно невозможно. О какой учебе может идти речь?

У ребенка должна быть комфортная среда для того, чтобы он мог реализовать и развивать свои способности.
 

Музыкальный интеллект

Чувство ритма, умение слышать музыку, тона и полутона. В школе тоже почти не востребован.

Занятия музыкой развивают мозг. Идёт активизация участков мозга, которые смежные, отвечающие, например, за логико-математическое мышление. Доказано, что занятия музыкой в детстве увеличивают математические способности. Это – хорошая часть новости.

А вот дальше возникает вопрос: «Рентабельно ли?». Если ребенок тратит 8 лет на музыкальную школу, в которой ему не нравится, стоит ли это какой-то цели?

Однозначно ответить не получится. Но важно помнить про эмоциональную составляющую при любом виде деятельности. Правильный вопрос – было это в удовольствие или его там бьют линейкой и мучают? В первую очередь надо думать об эмоциональной составляющей занятий и их влиянии на самооценку ребенку.

 

Вербальный интеллект

Способность владеть языком, выражать свои мысли, формулировать их, получать удовольствие от текста, уметь писать и читать, сочинять истории. В профессиональной сфере – политик, лектор. В быту – тот, кто хорошо рассказывает и/или пишет.

Но монолита здесь нет. Кто-то легко говорит, но с трудом пишет. Кто-то схватывает на лету иностранные языки, но с трудом напишет свой текст.

Развивается в возрасте от 2 до 5 лет, причем к пяти годам видно, что дети получают удовольствие от чтения или письма, общения, или нет.

Востребован в системе образования. Детей с развитым вербальным интеллектом в школе ценят и одобряют.

Сейчас многие пытаются решить вопрос – как сделать так, чтоб дети больше читали книг? Никак. Есть дети, у которых развит этот интеллект, и они получают удовольствие от чтения. А есть те, кто не чувствует удовольствия от этого. 

Конечно, в цивилизованном обществе все люди должны уметь читать и писать, но не каждый должен при этом чувствовать удовольствие.
 

Логико-математический интеллект

Способность делать умозаключения, исследовать, строить интеллектуальные цепочки. Востребован в системе школьного образования. И понятен.

 

Межличностный интеллект

Умение понимать и принимать других людей, их чувства, желания.

Люди с развитым межличностным интеллектом легко устанавливают контакты с новыми людьми, легко их чувствуют, понимают, когда их хотят обмануть, и сами могут обманывать и манипулировать. Нередко становятся  переговорщиками или шулерами.

Этот интеллект позволяет, находясь внутри своей головы, быть одновременно и в голове другого человека, видеть ситуацию его глазами и учитывать это в коммуникации.

Дети с хорошо развитым межличностным интеллектом хорошо чувствуют себя в школьном коллективе, находят общий язык в коллективе, хорошо устраиваются, спокойно идут взять нужную справку или заговорить с кем-то новым. 

Проявляется в 3 года, активно формируется на протяжении всего школьного возраста. В 8-10 лет уже отчетливо видно, кто себя как рыба в воде чувствует в коллективе, а кто с трудом приспосабливается. 

 

Внутриличностный интеллект

Понимание себя, своего состояния, ценностей, целей. Способность к рефлексии, самоанализу. Абсолютно необходим писателям, психологам, творческим личностям в профессиональной сфере. В быту люди с этим типом интеллекта нередко ведут дневник.

Формируется в подростковом возрасте, когда все разговоры ребенка только о себе. Звучат фразы: «Я такой человек, что мне это нравится», «У меня нет к этому способностей, потому мне и не нужно». И это правильно.

Мысли детей в этом возрасте не интересны никому в системе образования, и потому им очень сложно. Им нужно пространство, в котором они могут подумать о себе. Или коучинг, который дает отличные результаты. Каждому из нас, даже взрослым, надо периодически говорить с кем-то о себе. И детям тоже.

Родители для подобных разговоров не подходят! Потому что очень заинтересованы, и дети, чувствуя это, будут стараться их утешать, беречь, и не будут настроены выкладывать все как есть. Представьте, каким чудовищем надо быть, чтобы подойти к маме и сказать: «Так иногда сдохнуть хочется».

Здесь важно помочь детям занять позицию хозяина своего внутреннего мира, который умеет управлять всеми процессами, которые внутри него происходят. Не жертвы, а хозяина, чтобы не звучало «Ну ничего не успеваю...», «У меня никогда не получится». Это задача родителей –  научить ребенка быть творцом своих способностей и понимать себя.

 

Натуралистический интеллект

Взаимодействие с природой. Есть люди, которые без слов очень хорошо понимают животных и входят с ними в контакт, у них получается огородничество,  цвето- и садоводство.

Раскрытие этого вида интеллекта напрямую зависит от среды. Если такой человек живет в деревне, то у него все цветет и плодоносит. А в мегаполисе такой интеллект может и не раскрыться вовсе. Школьная система также, за редким исключением, не способствует раскрытию этого типа интеллекта. Такая вот особенность современного образа жизни.

Поэтому важно, чтобы хотя бы в семье ребенок получал достаточно внимания к самым разным своим увлечениям и способностям. Рано или поздно такой человек обнаружит свой талант, будь то в школе или вне ее, и если пойдет за природой, то сможет сделать свой талант востребованным и зарабатывать на нем. 

 

Эстетический интеллект

Способность воспринимать образы и создавать красивое. Люди с этим типом интеллекта занимаются дизайном, декорированием, рисованием, лепкой, созданием украшений и т. п. 

Если попросить ребенка с развитым эстетическим интеллектом накрыть стол, он сделает это красиво.

В школе такие дети красиво оформляют тетради, следят за учебниками и т. д. И, как правило, их учителя любят за такой аккуратный подход к предмету, хвалят и высоко оценивают. Но кроме этого в школе эстетика мало где востребована.

 

Экзистенциальный интеллект

Позволяет работать со смыслами. Задаваться вопросами бытия – как устроен мир, что будет, почему все именно так, и как именно? Это зона религии, философии, этики. Вопросы добра и зла, развития мира. Комплексное видение мира.

Развивается в постподростковом возрасте, в 16-18-20 лет. Никого в образовательной системе не интересует.

Никто с детьми об этом не говорит, а острая потребность в обсуждении таких тем может подхватиться разными сектами или кем-то ещё не слишком «чистым».

Часто дети задают подобные вопросы родителям или хотят порассуждать сами. Но родителю сложно заткнуться и послушать, он начинает твердить свою правду. А надо, точнее разумно, именно заткнуться и послушать ребенка. Ведь будем честны, на такие вопросы никто не знает точных ответов. А у вас есть шанс услышать, что думает ваш ребенок.

 

Вместо заключения

Каждый вид интеллекта нужен нам для жизни и выживания, потому и развит у нас в разной степени. Все мы уникальны в своих способностях. Главное – найти баланс в работе над слабыми и сильными сторонами. Что из них развивать? По мнению Петрановской, баланс – это развивать то, что у тебя и так получается, и подтягивать то, что проседает.

Но! Каждый сам принимает решение для себя или своей семьи. Никто не вправе этого вам диктовать или навязывать. Важно не впадать в крайности и перекосы.

И помнить, что психологическое эмоциональное состояние, отношения в семье всегда важнее любого интеллектуального развития.

Читайте также: Людмила Петрановская: «Самостоятельность или вседозволенность?»