По оценке консалтинговой фирмы McKinsey&Со в США лишь 30% новых рабочих мест связаны с алгоритмической работой, в то время как 70% новых работников ждет эвристическая деятельность. Решение творческих задач требует от нас готовности много экспериментировать в поиске нестандартных решений и находить разные возможности для достижения результата.

В момент перехода экономики к постиндустриальному типу важным качеством становится способность человека к самоуправлению и развитая внутренняя мотивация. Иерархия организаций упрощается, компании отходят от принципов классического менеджмента и контроля сотрудников, все больше нуждаясь в людях с развитыми soft skills и способностью к самомотивации. Формирование этих качеств одна из важных задач современной образовательной системы.

Хрупкий мир кнута и пряника

Саймон Синек во время своего выступления на TED рассказал историю изобретения самолета. В начале ХХ Сэмюэл Лэнгли, профессор Смитсонского института, должен был стать человеком, который впервые в мире сделает открытие и изобретет летательный аппарат. Он получил финансирование в 50 тыс. долларов, собрал команду лучших специалистов того времени. В то же время братья Райт работали над своим летательным аппаратом в скромном магазине велосипедов. У них не было ни спонсоров, ни специалистов. Но именно они в 1903 году воплотили свою мечту в жизнь. Профессор Лэнгли свернул свой проект. Почему? Да потому что братья Райт начали с вопроса, "зачем мы это делаем". Их ответ был довольно прост. Они верили, что летательный аппарат изменит жизнь людей, и вообще изменит мир. А. Лэнгли хотел стать известным и богатым.

Психологи Марк Леппер и Дэвид Грин провели один очень показательный эксперимент. Исследователи наблюдали за группой детей, которые любили проводить свободное время в детском саду за рисованием. Этих детей они разделили на три группы: ожидаемого поощрения (детям предложили порисовать за награду, после рисования вручили грамоту), неожиданного поощрения (внезапно вручали грамоту после рисования), без поощрения (дети не получали никаких наград). Во время первой части эксперимента все дети рисовали с огромным интересом. Спустя две недели учителя во время свободного выбора занятий детям снова раздали бумагу и фломастеры и предложили порисовать. Дети, входившие в группы «без поощрения» и «неожиданного поощрения», рисовали так же много и с удовольствием, как и до эксперимента. Но дети из первой группы, которые ожидали, а затем получили награду, практически не проявляли интереса к рисованию и потратили на него гораздо меньше времени, чем тратили до проведения эксперимента.

Получается, что широко распространенные поощрения типа «если ты это сделаешь, то» оказывают негативное влияние на формирование долгосрочной мотивации. Но позволяют достичь быстрого результата на короткой дистанции. Если финансово поощрять занятия ребенка математикой, платя ему за каждую задачу на короткий период, он станет очень ответственным и эффективным учеником, но потеряет искренний интерес к математике на всю жизнь и больше никогда не будет этого делать бесплатно.

Эксперимент Марка Леппера и Дэвида Грина был не единственным. Начиная с 1970 года ряд психологов и поведенческих аналитиков, в том числе Карим Лохани, Дэн Ариелли, Тереза Амабайл, Михай Чиксентмихайи и Эдвард Деси, провели множество исследований для определения влияния поощрений на мотивацию. Их результаты оказались революционными и показывали, насколько неэффективной и губительной в долгосрочной перспективе является мотивация по принципу “кнута и пряника”. Вознаграждения сужают наш фокус. Мы начинаем думать больше о вознаграждении, нежели о задаче, что притупляет мышление и снижает творческий потенциал.


О внутренней мотивации⠀

У каждого человека есть потрясающее врожденное стремление к свободе, вызову собственным возможностям, достижению своих целей. И, как следствие, желание управлять своей жизнью. Именно стремление к независимости способствует развитию внутренней мотивации, что обеспечивает более высокий уровень знаний, повышает продуктивность, приводит к более высокому уровню психологического благополучия. По сути внутренняя мотивация – это наш вечный двигатель. Один из вызовов современности – развивать способность к самомотивации у детей и их научить ловить кайф от процесса собственного развития.

Хочу рассказать вам, какие мы делаем упражнения с детьми у нас в альтернативной школе Generation 22, чтобы развивать внутреннюю мотивацию

⏰ Каждый ученик Generation 22  имеет выбор темпа обучения, средств и уровней усвоения материала, видов презентации уровня усвоения. Контроль знаний не только с помощью тестов или контрольных работе, но и по выбору ученика – презентация, опыты, интервью, эссе, свой способ решения.

⏰ Постановка целей. Наличие цели дает нам прилив энергии. Наши ученики заполняют специальные дневники, определяя свои цели на семестр, а также цели на неделю.

⏰ Аттестация и рефлексия. Важно сверять цели, которые вы ставите и результаты, которых удалось достичь, анализировать свои эмоции.

⏰ Обратная связь. Обьективная обратная связь, содержащая конкретику по поводу приложенных усилий и подходов выбранных для решения задачи – эффективный инструмент для развития внутренней мотивации. Нужно помнить, что для любой похвалы или критики должны быть основания. Учителя в нашей школе пишут ученикам письма с обратной связью, а раз в семестр наши ученики заполняют специальный табель “learning record”, который позволяет оценить прогресс в обучении и который значительно влияет на формирование внутренней мотивации и адекватной самооценки учащихся.

⏰ Тьюторское сопровождение. Его цель – помочь ученику открыть себя и свои возможности и понять свои сильные стороны и точки роста, то есть почуввствовать свой собственный потенциал.

⏰Общая картина мира. Каждый учебный курс в Generation 22 начинается с поиска ответов на вопросы “Зачем я это изучаю?” и “Какое отношение это имеет к миру, в котором я живу?”.

⏰ Творческий отпуск. Важно выделять время для переосмысления и развития. Это позволяет посмотреть на многие вещи под новым углом. Кроме основных каникул наши ученики, набирая баллы за социальную активность, могут получать дополнительные творческие выходные.

⏰ Творчество в рутине. Даже рутинное задание становится более интересным, если разрешить детям выполнить его по-своему, без четких инструкций. К результату можно прийти разными путями, важно это помнить и давать ученикам возможность самостоятельно выбирать эти пути.

⏰ FedEx day. Участие в мини-хакатонах и командных конкурсах позволяет развивать творческий потенциал и совершенствовать навыки командной работы. Самыми яркими мероприятиями в прошлом году для нас были “Научно-популярный турнир супергероев” и хакатон на всеукраинской конференции подростков “Завтра”.

⏰ Проектная работа. Выполнение собственных проектов позволяет нашим ученикам проявить самостоятельность в выборе направления проекта, постановке задач, планировании времени и формировании своей команды. А проектный день, во время которого каждая команда презентует результаты своего проекта и собственные достижения, – отличный повод для гордости.

Все дети от природы любознательны и стремятся к самостоятельности. Но если так сложилось, что поддавшись влиянию внешнего мира, ваш ребенок утратил свою внутреннюю мотивацию, помните, что это возобновляемый ресурс, который можно обрести заново. Главное набраться терпения и помочь ему в развитии автономии и целеустремленности.