Osvitanova.com.ua

Главное отличие гиперактивных детей от просто активных – это не количество активности, а ее контроль. Первые не могут никак самостоятельно (и даже с помощью кого-либо) утихомириться, когда это необходимо (когда необходимо! повторю ещё раз).

Гиперактивость устойчива и присутствует во всех сферах жизни ребёнка: дома, на улице, в школе, на секциях и т. д.

Если ребёнок активный и непослушный только дома или только в школе, то это скорее всего про другое (про отсутствие границ, атмосферу с семье или про конфликт с преподавателем и т. д.).

Гиперактивные дети без размышлений совершают опрометчивые и порой опасные поступки. Именно опасные, они не думают о том, что «это» может угрожать их здоровью или окружающих.

Ещё очень важный сильно бросающийся в глаза фактор (хотя порой он встречается и у просто активных и нетерпеливых деток, но все же) гиперактивные дети не могут дождаться своей очереди. Вообще очередь для них сильное испытание.

Живые, подвижные и активные дети часто нетерпеливы и неугомонны, но их поведение в основном обусловлено чем-то и является временным. Ребёнок дошкольного и младшего школьного возраста время от времени может орать, злиться и даже пытаться кусаться – и это нормально. Важно просто правильно реагировать и знакомить ребёнка с эмоциями и со способами их выражения.

Гиперактивный же ребёнок вне зависимости от ситуации будет вести себя одинаково, на него не действуют слова, просьбы и даже угрозы. Он физически не может остановиться. 

Дело в том, что вследствие каких-то генетических причин или специфической окружающей среды (что гораздо реже) произошли определённые «аномалии» (назовём это так) с ЛОБНЫМИ ОТДЕЛАМИ МОЗГА. А именно: они развиваются (возбуждаются) гораздо хуже (меньше), чем у других детей, которые не имеют этих «аномалий».

ЛОБНЫЕ ДОЛИ отвечают у нас с вами за контроль, внимание, торможение, целеполагание, планирование и т. д. И получается, что у людей, имеющих этот синдром, они НЕДОВОЗБУЖДЕНЫ. И ребёнок/взрослый именно с помощью ДВИЖЕНИЯ, АКТИВНОСТИ разгоняет кровь, которая попадает вместе с кислородом в мозг и на какое-то время возбуждает эти отделы. В результате человек начинает на физическом уровне ЧУВСТВОВАТЬ себя ЛУЧШЕ.

Поэтому гиперактивные дети не вредные и не шумные, просто им движение и активность ЖИЗНЕННО НЕОБХОДИМЫ.

А что стоит за импульсивностью и невнимательностью и так понятно (мозг развивается неравномерно, некоторые отделы, как лобный, например, вообще фактически не задействованы, а как следствие, возможности, которые обретают люди по мере взросления (развития мозга) деткам с СДВГ могут быть ПОКА не доступны: возможность контролировать себя, произвольное внимание и прочая).


Портрет активного ребёнка:

большую часть дня не сидит на месте, предпочитает подвижные игры пассивным; быстро и много говорит, задаёт много вопросов (порой нескончаемых); он активен не везде, например, дома, а в саду спокойный, или в саду/школе активный, а в новой незнакомой обстановке – нет; он не агрессивен, первым в конфликт (драку) не вступает, но может возбудиться, если его псровоцировать и т. д.


Портрет гиперактивного ребёнка:

он находится в постоянном движении; быстро и много говорит, глотает слова, перебивает и не дослушивает; его невозможно уложить спать, а если спит, то урывками, беспокойно; ребёнок – неуправляемый, при этом он абсолютно не реагирует на запреты и ограничения; часто провоцирует конфликт, не контролирует свою агрессию – дерётся, кусается, толкается, причём пускает в ход подручные средства: палки, камни и пр.


Теперь разница очевидна?

Существуют определённые диагностические критерии гиперактивности DSM-V, но они не четкие и не инструментальные.

Главный инструмент в диагностике – это  наблюдение за ребенком в разных обстоятельствах и беседа с родителями.

За ребёнком наблюдают на протяжении длительного периода времени. Детский психиатр + невролог/психолог проводят сбор информации. Также, на этапе диагностики проводится полный медицинский осмотр.

Получается, что диагностика, как и лечение, комплексная: от анализа ситуации в семье и оценки психического здоровья других членов семьи до медицинского осмотра ребёнка.

После всех этих манипуляций, наблюдений, бесед и диагностик врачом (и лучше, чтобы это был именно психиатр) ставится диагноз. И раз (как я сказала ранее) четких диагностических критериев и методик измерения этого синдрома нет, то и диагноз ставится исключительно по субъективному мнению врача.

Именно поэтому я рекомендую подходить к диагностике СДВГ с особой тщательностью и кропотливостью. Лучше обойти не двух, а трёх специалистов, чтобы удостовериться в наличии или, наоборот, отсутствии диагноза.

Бывало и такое, к сожалению, в моей практике, что от ребёнка с явно выраженными признаками СДВГ отмахивались и рекомендовали «воспитывать построже».

Надеюсь, мне удалось вам рассказать о том, как диагностируется этот синдром, как его отличить от обычной активности и что не стоит бояться обращаться за помощью к специалистам, врачам, психологам и специалистам других помогающих профессий.

Кстати, при наличии данного синдрома у ребёнка чаще всего в помощи нуждаются его родители.

Photo by pexels

Приєднуйтесь до нашої сторінки і групи у Фейсбуці, спільнот у Viber та Telegram

Поширити у соц. мережах: