Какими навыками должен обладать учитель? Почему некоторые формируются «вопреки» школе, а не «благодаря»? Как мотивировать взрослых людей в процессе обучения? Кто такой нормальный человек и как спастись от выгорания в мире хаоса? На эти вопросы ответил Александр Мурашов – автор книги «Другая школа», экс-заместитель главного редактора проекта «Сноб» – CEO «Теории и практики» Наде Маковой.

Cамый первый и, наверное, очевидный вопрос: какие у тебя остались воспоминания со школьного времени, какой была твоя школа?

У меня их было три. И все средней степени ужасности. Школьное время для меня — это «упущенные возможности», ни в одной из трех школ я не понимал, зачем мне знать то, о чем нам рассказывают. Даже гимназия при Русском Музее, где у нас было 27 предметов вместо обычных 16, когда мы буквально жили в Эрмитаже и Русском музее. К выпускному классу я мог на лету отличать Мане от Моне, но заучивал это все по инерции, потому что иначе просто не получил бы аттестат. В целом все 10 школьных лет мне казались подобием подростковой угревой сыпи: это просто надо перетерпеть, это бывает у всех и это пройдет.

Школы, как недавно сформулировал один из героев моего проекта «Нормальные люди», — это опыт неволи. Некоторые формируются благодаря школе, некоторые вопреки. Моя личность сформировалось вопреки.

Это приговор всей системе школьного образования или только тебе так не повезло? У тебя есть знакомые с противоположным опытом и реальной ностальгией по школьным годам?

Конечно есть, и такие люди, и такие школы… Что касается системы, то у меня даже на обложке новой книги написано, что образование — это не система, а люди. Есть примеры, когда ни программа, ни требования не мешали людям объединяться и действовать по-другому. Такой пример у моей мамы был. В начале 70-х в Ленинграде существовала «Фрунзенская коммуна»: учителя просто объединились в группу и решили, что будут учить детей по-другому. Вместо «правильных произведений» из школьной программы читали с детьми Цветаеву и Пастернака. Часами разговаривали о влиянии искусства на их жизнь. В качестве домашней работы должны были пройти через несколько населенных пунктов Ленинградской области и помочь каждому, кого встретят на пути. Эти вещи были совершенно за пределами школьного образования, но формировали личность. Благодаря им моя мама стала тем человеком, которого я знаю.

Где в мире, на твой взгляд, наиболее благоприятная для ребенка система? Вот чтобы ты пришел в школу в данный момент и сказал: «Я хочу, чтобы мой сын здесь учился».

Меня по-настоящему удивила Дания. Обычно мы говорим про Финляндию, про Швецию, а про датское образование, максимум, мигранты рассказывают о том, как у них все классно. Все мы знаем про soft и hard skills, но сейчас, как отлично сформулировала профессор МГПУ Татьяна Ковалева, наступает время self skills, навык заботы о себе. Сейчас образование глобально проходит удивительную парадигму, когда в центре появляется человек. Не его результаты, не его оценки, а он сам, его личность. Не только с какими навыками, но в каком психологическом состоянии он выходит из школы.

Я считаю, что интерес — это важнейший ключевой элемент обучения. Но, к сожалению, у нас, в силу советского прошлого, он воспринимается очень превратно. Сразу возникает мысль, что нужно заходить в класс с бубенчиками, развлекать ученика, танцевать вокруг него, что в корне неверно. Интерес — это эмоциональная реакция на то, что происходит. Это вовлечение в то, что ты слышишь, что приводит к самостоятельному изучению. В Дании после каждого класса проводят опросы, цель которых узнать, насколько ребенку скучно учиться. Датчане быстро выявили, что с каждым годом все скучнее и скучнее учиться. Так вот, в Дании школы по закону должны быть интересными для своих учеников. Директору каждого учебного заведения нужно придумать программу, чтобы разнообразить учебный процесс.

Читай также Ни учебников, ни стен, ни классов. Как устроена датская школа Ørestad

Какими качествами, на твой взгляд, должен обладать учитель, который с большой буквы?

Он, как и родитель, всегда должен быть на стороне ученика. Это очень просто сказать и очень сложно сделать. Блестяще сформулировал мой знакомый преподаватель литературы одной московской школы: хороший урок — это не про тебя, как учителя, и даже не про твой предмет, это про них, про твоих учеников.

Один из моих любимых примеров: учительница литературы должна была пройти с пятиклассниками биографию Лермонтова, но понимала, что эта биография для них будет такой же интересной, как инструкция к холодильнику. Она выяснила, что в 5 классе дети читают сами, с интересом. Оказалось, что это — о ужас — не Лермонтов, а Гарри Поттер. Два дня она выписывала сквозные темы из книг Джоан Роулинг: трудности в отношениях с родителями, неспособность выразить свои чувства, «грязнокровки-полукровки»… Потом сравнила все получившееся с биографией русского классика, выписала все схожие моменты и начала следующий урок с фразы «Ребята, Лермонтов — это же Гарри Поттер». Восторг был у всех.

Для детей школа — это один мир, где взрослые разговаривают с ними каким-то другим, неестественным языком. И есть их основной реальный мир, где все понятно и интересно. Миссия хорошего учителя — построить между ними мостик. Чтобы урок был продолжением жизни, а не искусственно созданной реальностью.

Как родителям школьников помочь своему ребенку сделать его школьный опыт позитивным и максимально ценным?

Самое простое — это говорить с ребенком и идти от него. Проблема в том, что детей катастрофически редко спрашивают о том, что они реально хотят, что им нравится, что не нравится в учебе, что им самим хочется узнать. Когда ты начинаешь ребенка искренне расспрашивать, когда он понимает, что его слушают не с целью назидания, вот тогда случаются важные откровения. Это, наверное, единственно важное, что должен сделать родитель, потому что все остальное — это только производные.

Как ты считаешь, учить детей и учить взрослых одинаково сложно?

Я считаю, что одинаково устроена наша мотивация погружаться в какую-то тему или нет.

Как взрослым, особенно с не самым позитивным образовательным опытом, мотивировать себя дать второй шанс и стать адептом непрерывного развития, ну или хотя бы периодически обновлять свои навыки профессиональные на курсах. Как опять захотеть учиться, если желание напрочь отбили?

Также, как побороть любое выгорание. Ты отходишь в сторону, какое-то время не занимаешься этим делом, а потом смотришь, погружаешься в здоровую среду и начинаешь заново. У меня были журналистские проекты, отбивавшие всякую охоту что-то писать. Потом ты выдыхаешь, возвращаешься уже в другую, здоровую среду и начинаешь с новой силой дело, которое, как оказывается, может приносить радость.

У тебя есть примеры хороших образовательных проектов для взрослых?

Сергей Волков классные вещи делает в «Новой школе». Он преподает литературу взрослым, которые ненавидели школьную классику, и рассказывает ее так, что непреодолимо хочется перечитать все это заново. И люди благодарны: «Слушайте, благодаря Вам я ее перечитал, увидел то, что вы мне показали». Вот пример, как можно негативный школьный опыт переосмыслить во взрослом возрасте.

Получается, секрет мотивации взрослых к непрерывному обучению — это найти своего идеального учителя.

Да, найти человека, который тебе покажет, что на самом деле все не так. Можно заставить прочитать себя 350 страниц на уроке выразительно, как нам говорили в школе, а можно сделать, как Сергей Волков. Его пост «тизеры для русской литературы» набрал две тысячи репостов в первые две недели. Простые однострочные-двустрочные анонсы каждой книги, которые вызывают сразу же желание ее срочно перечитать.

Мне кажется, сейчас самое важное в преподавании — освоить искусство «ЦУЦУМИ». «Цуцуми» — смешное японское слово, которое буквально означает «искусство упаковки». Если ты была в Японии, то ты помнишь, что там каждая вещь филигранно упакована. Не для того, чтобы подороже продать, а потому, что это форма уважения к содержимому и к тому, кому ты это даришь. Упаковка твоего знания становится не менее важна, чем сама его суть, желание вызвать интерес — это форма уважения к ученику. Сергей Казановский рекомендует своим учителям читать Станиславского «Моя жизнь в искусстве», чтобы они были интересны своим ученикам. И когда слышишь в ответ: «Я что, должен пытаться быть интересным ученикам?», он говорит: «А как иначе вы хотели? Конечно».

Спасение от потери смысла — встретить людей, которые тебя вдохновят.

Погрузиться в среду, которая может тебя зажечь. Найти поддерживающую среду, где тебе не говорят, что ничего у тебя не получится. У всех нас очень много источников раздачи энергии, где ты отдаешь себя целиком: работа, хобби, семья.

Важно найти место, где ты будешь подзаряжаться. Часто наша проблема в том, что мы забываем найти такое место и оставляем себя без заряда

У тебя такой источник есть?

Мне в этом смысле везет. Я заряжаюсь от своих героев, которых я нахожу для проекта «Нормальные люди». Я был автомобильным журналистом, был телевизионным корреспондентом несколько лет, но какого-то практического смысла в работе не видел. И так получилось, что я начал встречать людей, у которых были ответы на те вопросы, которые мучали меня: «Зачем ты живешь?», «Как стать счастливым?», «В чем смысл жизни?», «Как победить свои страхи?». Они стали героями проекта «Нормальные люди», а проект — моим смыслом, местом неиссякаемого заряда энергии и жизненных сил.

Давай поговорим об этом проекте. Ты сравнительно недавно его анонсировал, но написал, что готовил его пять лет, это было параллельно с книгой?

Проект на YouTube вырос из книги «Нормальные люди» и группы в Facebook. Я публиковал истории людей, но всегда чувствовал, что формат текста ограничивает. Знаешь, у меня всегда была мечта сделать вневременный медиапроект. Когда через 50 лет достаешь журнал, стряхиваешь с него пыль и понимаешь: это история про тебя. Известные люди, которых мы раскрываем максимально откровенно, те самые нормальные люди, которых я искал 5 лет, и учителя, которые по-настоящему нас формируют — это три кита, на которых держится проект «Нормальные люди».

Как ты выбираешь героев? Каким должен быть человек, чтобы стать нормальным?

Это должна быть история про меня и про каждого зрителя. Я шесть лет занимался изучением человеческого внимания.

Причина, почему одни тексты или видео цепляют, а другие нет, довольно банальна — потому что это «про меня»

Если я делюсь у себя на странице какой-то историей, это значит, что я хочу быть таким, я считаю, что я такой, и я хочу, чтобы мир был таким. Есть тонкая грань между историей, которую легко на себя переложить, и просто классной wow-историей. История про то, что в Индии человек сдвинул гору и обеспечил 300 000 человек водой — это очень круто, но ты вообще ни разу не переложишь ее на себя. А история про Игоря Айрапетяна, который увидел на фейсбуке, что в предолимпийском Сочи расстреливают бездомных собак ампулами с ядом, надел куртку, и за 48 часов, без сна, в два подхода, перевез 75 собак, без помощи, один, — это история про ложные и настоящие ценности. Это история, которую очень просто на себя переложить. Ты бы сам так поступил, ты бы сам это сделал, и вот такие я истории ищу. Истории нормальных людей.

Читай также Артем Соловейчик: «Первый шаг к правильному воспитанию — это перестать заниматься воспитанием»

Название проекта заслуживает отдельных восторгов креаторов. Оно у тебя возникло сразу?

Я его еще в 2015 году придумал, в нем большая ирония. Часто те вещи, которыми мы восхищаемся, к примеру, новость о спасении человека, утопающего в проруби, набирают миллион лайков, люди оставляют комментарии «Герой! Это подвиг, это ПОДВИГ»! А потом кто-то один отмечает: «Ребят, да это же просто нормально».

Ты видишь человека, который тонет, и ты не пройдешь дальше. Это нормально — спасти его. Мы просто об этом забываем

Ненормально — пройти мимо.

Да! В этом и вся ирония.

Какие три книжки нужно прочитать каждому человеку в жизни?

Булат Окуджава «Путешествие Дилетантов», Джек Керуак «В дороге» и Алла Драбкина «Марина».

Приєднуйтесь до нашої сторінки і групи у Фейсбуці, спільнот у Viber та Telegram