Александр Мурашов, журналист, автор книги «Другая школа. Откуда берутся нормальные люди», о реалиях дитстанционного обучения.
Экстренный переход на удаленное обучение напоминает мне книгу «Автостопом по галактике». Вот мы вели предсказуемую жизнь на Земле, а вот в полной прострации куда-то несемся на космическом корабле. И нам очень нужен «Путеводитель для автостопщиков по галактике», который предусмотрительно начинается с фразы «БЕЗ ПАНИКИ».
Коучи и бизнес-тренеры любят повторять: «если жизнь подкинула тебе лимоны — сделай из них лимонад», «кризис — время возможностей»… И я все думал: какие возможности есть у педагогов, которым сейчас приходится осваивать совсем новые для них инструменты? И кое-что для себя понял.
С момента появления первой в мире школы, мы приглашали детей в наш мир. Взрослые устанавливали в нем правила: решали, когда дети будут учиться, а когда отдыхать. Сколько будет длиться урок и как ученики должны сидеть за партами. А сейчас — по сути, впервые в истории образования — дети приглашают нас в свой мир.
Мало кто из сегодняшних взрослых знает, каково это — вести социальные сети с первых классов. Каково это — взрослеть в мире, где мем стал естественной частью общения. Да и когда самой коммуникации в виртуальном пространстве уже с детства больше, чем в реальном.
Спросите самих детей, и большинство из них скажет: до перехода на «дистант» мир школы и виртуальная жизнь вообще не пересекались. Преподаватели запрещали гаджеты или вообще отрицали их существование. А «несколько часов за компьютером» в словаре многих учителей переводилось как «потерянное время».
Сейчас у нас есть возможность перейти к совершенно новым формам взаимоотношений с детьми. Мы ведь так часто говорили, что нужно «найти альтернативу гаджетам». Теперь у нас есть возможность сделать гаджеты частью учебного процесса. Настоящими образовательными инструментами.
Один мой знакомый преподаватель в начале года задает ученикам вопрос: а для чего вам нужен мой предмет? И вот так, продираясь через очевидные ответы «он у меня в расписании», школьники приходят к пониманию, что литература может научить красиво выражать свои мысли. А русский — грамотно составить деловое письмо. Мотивация учиться возрастает прямо пропорционально твоему пониманию, зачем нужен урок и как он пригодится в жизни.
За два года путешествий по школам, я в каждом учебном заведении слышал: важнейшие навыки выпускника ближайшего будущего — умение вести коммуникацию и участвовать в командной работе.
Все, ближайшее будущее уже наступило. Освоив Google-класс, мы можем принять и другие инструменты
Все, ближайшее будущее уже наступило. Мы знаем, что после окончания пандемии количество удаленных работников возрастет на треть. Многим выпускникам навыки онлайн-работы понадобятся сразу после школы. Ответ на вопрос «зачем нам это?» очевиден.
Освоив Google Class, мы можем принять и другие инструменты — близкие детям и до недавнего времени не совсем близкие учителям. Как сделала одна учительница биологии, которая каждый день в 8 вечера присылает задание в чате «Телеграма». Кто первым пришлет правильный ответ, тот и получает пятерку. Ученики не только сидят в ожидании уведомления — они сами предложили преподавателю давать задания, которые нельзя решить с помощью «гугла». Потому что думать куда интереснее. Нет смысла подсматривать, если разгадав головоломку, ты будешь в восторге и от задачи, и от себя самого.
Как делает учитель русского, который рассказывает ученикам о вводных словах, а затем просит их использовать в переписке «в контакте». Доказательство, что ты научился использовать пройденный материал — это скриншоты сообщений.
Как делает учительница физики из Петербурга, которая накануне занятия предлагает своим ученикам в соцсетях написать, что им будет интересно обсудить на уроке. Потому что есть программа, а есть личные интересы школьников — и став соавтором урока, ты мгновенно увлекаешься материалом. Эта же учительница придумала разделить домашнюю работу по принципу подписки: «бэйсик», «стандарт» и «премиум». «Купить» премиальную подписку с интересными заданиями можно за хорошо выполненную домашнюю работу.
Как сделал один учитель истории, который устраивает конкурс на лучший мем среди своих учеников. Тот, кто найдет самую смешную картинку на историческую тему и — что важно — сможет объяснить шутку, получает пятерку. В поисках мемов его ученики незаметно для себя несколько часов занимаются историей.
«Дистант» — это время «новой прозрачности», когда работа учителей как никогда на виду, а родители могут непосредственно стать участниками процесса. У нас всех наконец-то появилась возможность услышать друг друга и хотя бы ради эксперимента попробовать новое. Как мы этими возможностями воспользуемся — на самом деле, зависит только от нас.
Якщо ви зареєстрований користувач і хочете додати коментар то вам потрібно увійти, або ви можете додати коментар нижче анонімно.