СВЕТЛАНА РОЙЗ

семейный психолог, психотерапевт

Карантин вынудил родителей не просто проводить больше времени с детьми, а полностью погрузил в родительство. А это испытание для всех и неимоверная тренировка маминой фантазии и нервной системы.

Детский психолог Светлана Ройз уже не раз выручала встревоженных и уставших, но очень любящих мам своими советами. На этот раз она посвятила пост в FB из серии «Карантинное Ребенковедение» знакомой, наверное, всем родителям проблеме – детской громкости.

Я — аудиал. С высочайшей чувствительностью ко всем звукам, их количеству и громкости. Я очень устаю от количества шумов. И мои «сенсорные перегрузки» — аудиальные. Многим родителям приходится часто говорить детям — «не кричи, говори тише, рот закрой» (и это, конечно, слышать постоянно детям — не оч хор). Нам важно помнить — МНОГИЕ ДЕТИ МИНИМУМ ДО 6 ЛЕТ НЕ УМЕЮТ КОНТРОЛИРОВАТЬ ГРОМКОСТЬ РЕЧИ. Они точно не специально 🙂 я проконсультировалась с нейробиологом Ekaterina Vinnik, у которой сейчас прохожу обучение: «центры речи в этот период только продолжают созревать, и центры когнитивного контроля тоже». А «почему мой маленький ребёнок так громко говорит?» очень частый вопрос родителей. (Конечно, нам важно исключить проблемы со слухом)

Итак, 15 тихих, но, безусловно, увлекательных игр с детьми из личного опыта психолога:

  1. Пульт управления. На подушечках пальцев ребёнка рисуем фломастером «кнопку громкости». Например, на указательном пальчике — красным цветом ставим точку — громче, на безымянном — синим цветом — тише. Тренируемся, предлагаем сказать слово, например, мама, или имя ребёнка, нажимаем несколько раз на пальчик — Ребенок говорит слово в зависимости от пальчика и количества «кликов» громче-тише. (Доводим до самой большой громкости, а потом останавливаем на нужной). Когда ребёнок опять будет говорить громче, улыбаясь, дотрагиваемся до его «кнопки», или просим, чтоб он сам дотронулся.
  2. Играем в «шпионов», в мышек и кота (мышка должна тихоооонько, беззвучно пробраться и что-то заранее продуманное у нас схватить)
  3. Дирижёры. Взмахиваем рукой вверх — и это сигнал инструментам «играть громче», рукой вниз — понижаем громкость, собираем руку в кулак — молчание
  4. Пишем буквы в строчку. От малюсенькой до большущей. И наоборот, от огромной, до маленькой. Просим ребёнка смотреть на буквы, произносить звук, повышая или понижая громкость (чем меньше буква, тем тише звук и наоборот)
  5. Каждые несколько часов — 2 минуты тишины. Назначаем ребёнка — главным. Когда прозвонит будильник, он подаёт всем сигнал — слушаем тишину.
  6. Сами начинаем говорить шепотом. Ребенок будет зеркалить нас. Или играем в «Шепотуньки» — разговоры в семье только шепотом
  7. Складываем все громкие голоса в вазу. Они там не смешиваются 🙂 Когда хочется сказать громко, свой голос нужно «взять» из вазы
  8. Пантомима — игра «в крокодила»
  9. Общаться на языке жестов (можно придумать свой семейный язык), этот простой «язык», где каждая буква — отдельный жест — хорош и для детей 4-5 лет
  10. Играем в оперу — не говорим, а поем (пение воспринимается по-другому)
  11. Превращение. Говорим, как маленькие лилипутики, мышки или муравьишки (а потом, как великаны или слоны)
  12. Любимая игра 🙂 «молчанка» — кто первый скажет слово, тот проиграл. Передаем мысль на расстоянии — угадать о чем подумал, и что сказал
  13. Если дети в споре дети кричат одновременно — дать всем флажки, бумажки с их именами, любые предметы — чтоб их поднимали, когда хотят «взять слово»
  14. Сооружаем плевалки (вместо вербальной агрессии)- плюем бумажными катышами, дуем — в цель (в ведро, в мишень) Но — обязательно — Договариваемся о времени, когда можно кричать.