Сначала безопасность, потом учеба

В последние 3-4 месяца для меня очень актуальна тема проблем в семье ребенка и его успеваемости. Когда родители в разводе и мама не справляется эмоционально, когда у родителей проблемы в отношениях, когда ребенок разменная монета, когда ребенка не принимают таким какой он есть и ещё много разных «когда»...

Что я вижу – ребенку плохо, его кроет, он в школе ищет убежище и норку, в которую можно спрятаться, ищет понимание и принятие. Допустим, норку он нашел. Теперь главное пересидеть.

И если проблемы в семье не заканчиваются, обучение не происходит.

Школа не может быть в полной мере эффективна. Потому что ребенку важно закрыть другой вопрос. И это не химия/математика, как вы догадались.

Каким бы ни было комфортным пространство, какие бы вызовы мы перед детьми не ставили, ребенок возьмёт только часть. То, что сможет. С вопросом о том, что происходит в этот момент внутри ребенка, лучше обратиться к Светлане Ройз или Диме Зицеру. Я лишь вижу, что очень часто родители перекладывают ответственность за состояние ребенка и за его развитие на школу, мол, у нас в семье все норм, не лезьте, либо я справляюсь, не учите меня жить.

А ребенку сложно сформулировать, что не так. Он просто не может быть взрослым мужчиной или послушной девочкой, потому что у него тоже есть свои вопросы – взросление, пубертат, вопросы с коммуникацией, личной уверенностью, и ещё куча вопросов (и математика в самом конце этого списка).
А ему приходится переживать о вопросах личной безопасности в семье.

Что я могу как основательница школы – могу обеспечить атмосферу принятия, поддержку психолога (не терапию, а поддержку) для ребенка, и часто это работает. Могу предлагать и увлекать различными активностями, а также говорить про ответственность и результаты, пробовать развивать интересы. Но все это будет работать лишь частично. В зависимости от состояния ребенка.

И иногда я чувствую себя бессильной, когда вижу, что тьюторы тратят много времени на одного ребенка, когда учителям приходится быть стойкими и ооооочень эмпатийными (а это их ресурс), когда на общих встречах команды мы много часов тратим на разработку разных вариантов взаимодействия с ребенком, и все работает только на 10-20%.

А потом приходит родитель и заявляет: «Слушайте, а что у моей Светочки такие результаты по математике, она же такая умница!» И когда мы говорим о том, что Светочка другие вопросы всеми силами старается закрыть, меня родитель не слышит. Потому что «Я справляюсь, не лезьте» или «У нас в семье все хорошо».

И да, наверное, в этом конкретном случае я готова согласиться с тем, что демократическое образование подходит не всем. Я не буду заставлять ребенка учить химию, когда у него вопросы безопасности не закрыты.

А как вы считаете, какие задачи у школы в данном случае?