Три пункта, на которые нужно обязательно обратить внимание при выборе детского сада

- Я сегодня посмотрела все детские сады в нашем районе.
- Дорогая, как это все? В каждом была и в каждом общалась с заведующей? Когда ты все это успела? 
- Нет, я смотрела отзывы на форумах мам. Читала, что кому нравится, кто чем не доволен, где любят детей , чем кормят детей. 
- А чему научат – там написано ? 
- Ты знаешь, дорогой, а я почему-то не задавала этот вопрос. Даже самой себе

 

И вправду, а важно ли это на самом деле в столь раннем возрасте?

Кому знаком такой диалог в семьях, когда приходит пора вести ребенка в сад?

Родители часто теряются в выборе, смотрят на детей подруг и соседей, сравнивают степень развития, умений и знаний. А кто-то сравнивает просто количество счастья или отсутствие слез при походе в детский сад. 

А кто-то ведет в ближайший к дому или к воспитателю, которая воспитала несколько поколений в семье. 

В любом случае выбор детского сада – это ответственно, непонятно и очень волнительно. 

Так на что же в первую очередь обращать внимание при выборе детского сада? 

 

1. Пространство 

Каждому ребенку очень важно находиться в комфортном, безопасном,  просторном, светлом и современном пространстве! Которое будет способствовать развитию. 

  • Безопасное.

Я имею ввиду не полностью устеленное мягким силиконом и ковролином. Помещение необходимо постоянно проветривать, системно кварцевать, обрабатывать и убирать при помощи гиппоаллергенных средств. 

Сейчас практически каждая мама сталкивается с бытовой, пищевой, фармацевтической или химической аллергией у малыша.  

  • Просторное.

Помещение не должно быть заставлено мебелью, стеллажами с книгами для вида,  коробками с игрушками, столами и стульями. Каждый класс обязан вмещать не более 12 детей, то есть быть не меньше 25-30 кв. м. Это нужно, чтобы у каждого ребенка была возможность почувствовать свою свободу, свое пространство и, конечно, чтобы он мог учиться осваивать и отстаивать свои личные границы. 

  • Комфортное.

Пространству необходимы удобные мягкие пуфы, деревянная натуральная мебель и детский пластик.

  • Светлое 

В помещении для детей нужны стены приятных светлых тонов, без психоделических, улыбающихся мышат и медвежат, нарисованных яркими ядовитыми красками. На мой взгляд, пейзажи подойдут идеально, потому что способствуют успокоению и расслаблению психики ребенка, который старается воспринимать и учить тонны визуального и аудиоконтента и, конечно, успевает еще кого-то из друзей стукнуть или обнять.

Стоит отметить еще и такую зону, как туалет и душ. Обязательно загляните туда и посмотрите: удобно ли там детям, достаточное ли количество горшков, чисто ли там и проводится ли дезинфекция. 

Если с этой зоной все ок, то ваш сад получает еще один плюсик.

 

2. Питание 

Возможны всего два варианта: оно есть или его нет. 

Его нет даже если есть кейтеринг, но без сертификатов качества и соответствующих документов от проверяющих органов. 

А если оно есть, то стоит просто посмотреть двухнедельное меню, уточнить о присутствии хлеба и сосисок (если они есть, то сразу два минуса), уточнить возможность готовить диетическую пищу. Поинтересоваться о качестве масла, которое используют  для жарки, какая посуда для горячего и холодного приготовления, чем и кем моется посуда (это важно, помним про химические аллергии).

 

3. Персонал.

Хороший детский сад тот, где к ребенку относятся как к личности. 

Педагогов и воспитателей старой закалки, конечно же, этому не учили. У этих педагогов были задачи дать знания и подготовить к школе. Многие воспитатели работают десятилетиями. Уже присутствуют железобетонные установки еще с советских времен: что правильно и что неправильно в воспитании. К тому же, крохотные зарплаты совсем не мотивируют к переменам и прогрессивным взглядам. И стереотипы таких «заслуженных сотрудниц» могут серьезно навредить ребенку.

У современного педагога в современном детском саду задачи интереснее и сложнее. 

Педагог должен обладать не только знаниями, силой воли, харизмой, а и сильнейшим желанием развиваться (без пинка и мотивации руководителя). Вы точно знаете таких людей, которым все и все интересно, у которых глаза горят, пусть даже и уставшие после рабочего дня и просмотра вебинара по детской психологии. Такой педагог найдет подход к ребенку. 

Но есть нюанс, и я должна вам его озвучить. 

Я владею детским садом уже три года и заметила, что у каждого педагога есть своя возрастная группа деток, с которыми он на одной волне. НЕ КАЖДЫЙ суперпедагог сможет провести качественное занятие для 4-леток. И этот же педагог с виртуозной легкостью сделает незабываемое занятие и достигнет результата в знаниях у двухлеток. 

Это важно – каждый человек велик на своем месте, как сказано в индийской притче.

Среди молодых девочек-воспитательниц, недавно после института, можно найти наиболее подходящие кандидатуры. 

Они заряжены энергией и полны идей, могут элементарно подурачиться с детьми и потанцевать с ними на утренниках.

 

Обязательно мониторьте социальные сети педагогов, руководителей и владельцев. Это поможет примерно понять, чем живет человек, и чего от него можно ждать. Не факт, что там будет много личного. Но какие-то радикально неприемлемые вещи могут броситься в глаза. Для меня такими маркерами служили бы политические взгляды, религиозность, себялюбие, ночные алкогольные тусовки, курение.

  • Пул вопросов к педагогам при знакомстве:
  1. Как решаются конфликты, есть ли правила и нормы этики поведения педагогов. 
  2. Есть ли общие правила для деток и как их им объясняют. 
  3. Учитывают ли разницу биологических часов у малышей, как укладывают спать, ругают ли, если не спит.    
  4. Как происходит кормление, заставляют ли доедать.
  5. Если ребенок описался, как себя ведет и что говорит педагог.
  6. Если дети не хотят учится на занятиях, как поступают в этом случае воспитатели.
  7. Есть ли система наказаний и как она реализуется.
  8. Важно понять, есть ли гендерные ярлыки и в чем они выражаются.

 

Можно долго писать, какие ответы на эти вопросы правильные, какое поведение негативно влияет на формирование маленькой личности, а какое дает развиться талантам. Но сегодня важно другое – все, что происходит в саду, не должно кардинально отличаться от того, что происходит у вас дома. 

К слову, я имею ввиду не количество знаний, которые вы даете дома и дает сад. А атмосферу любви и уважения и не диктатура завуалированная под «правильное» воспитание в эффективность которого, конечно, сомневаться нельзя, но скажется ли это благоприятно на свободном развитии ребенка как личности?

Ваша задача найти такой сад, который не будет оторван от вашей обычной реальной жизни. Пусть он отличается, но не кардинально. Чтобы ребенку не пришлось жить в двух параллельно существующих мирах и постоянно делать выбор, кого он любит больше – строгую маму и с четко спланированным графиком работы папу, или воспитателя Ксюшу, которая никуда не спешит, не подгоняет и никогда не ругает. 

И в завершение подчеркну: если ваш дом полностью заставлен техникой и микророботами, и вы с удовольствием читаете новости по утрам в телефоне, чистя зубы, и по вечерам работаете на синхронизированном с маком айпаде, то как-то нелогично вести своего ребенка в детский сад, где нет ни одного электронного пособия или интерактивной доски, где только и делают, что якобы борются за экосреду, выбрасывая мусор в пластиковые пакеты и даже не сортируя его. 

А о современных методиках, расписании и нагрузке на мозг ребенка в саду я расскажу в следующей статье.