Когда рождается ребёнок, ты всегда стоишь перед выбором. Я дам ему свободу, не буду заставлять, поддержу в любых начинаниях, поддержу любые интересы (даже, если это лежать на диване и непрерывно смотреть в экран). Пусть ест, что хочет, и ложится спать, когда хочет. Буду просто безусловно любить. Или я буду «стелить соломку», заставлю-таки учить точные науки, развивать буду с рождения и до умопомрачения – репетиторы, дополнительные занятия, ЗОЖ, спорт. Я сделаю так, что он будет подготовлен к конкуренции на рынке труда.

Как это ни прискорбно, вариант, что ребёнок придет в зрелом возрасте и скажет, что вы ему испортили жизнь, возможен в обоих раскладах. Или «Чем ты думала, мама, когда говорила мне, что высшее образование необязательно? Чего ты хотела, мама, когда разрешала мне вместо математики играть с пацанами?» или «Мне тридцать лет, мама. Я работаю в «Гугл». Я впахиваю двадцать часов в сутки. У меня нет семьи. Чем ты думала, мама, когда говорила, что хорошая работа сделает меня счастливым? Чего ты добивалась, мама, когда заставляла меня учить математику?»  Так что же делать?

Из-за вызовов времени, из-за высокого темпа цифровизации всех аспектов жизни, из-за того, что все мы с вами создаем новый мир, меняются не только требования к человеку, как профессионалу, но и в принципе подход к адаптации в быстроменяющихся условиях, а это значит к обучению и образованию.

Новые навыки устаревают уже в процессе их освоения. Человеку, без сомнения, нужна информация для достижения своих целей. Столетиями было важно один раз чему-то научиться и потом оттачивать и совершенствовать свое мастерство в этой сфере. Доминировавшая всегда парадигма образования гласила: «главное – их научить, а потом они придумают, что с этим делать». Знания были труднонаходимой и труднополучаемой ценностью. Если ты их получил – в конце концов, ты оказывался кем-то и для чего-то востребованным. Но сегодня человек не может оценить полезность информации до ее приобретения и применения, полученные данные могут оказаться излишними, ненужными или устаревшими.

Новая образовательная парадигма эпохи победившего интернета провозглашает, что важнее придумать задачу, которую захочется решить, а уж найти, где этому научиться, не проблема. Интернет освободил образование от необходимости быть процессом накопления и передачи знаний «из уст в уста». И получается, надо учить не предметам, а воображению.

Без воображения не получается все время придумывать для себя новые вызовы, которые захочется решать. Надо учить, как находить такие вызовы, решение которых может еще и кому-то пригодится. Надо учить находить информацию о новшествах – потому что придумывать что-то интересное и полезное можно, только оттолкнувшись от чего-то. А сейчас возникает впечатление, что мы учим детей соревноваться с Гуглом. Но ведь человек не запомнит больше...

Основой нового поколения профессионалов становятся базовые концепции и когнитивные привычки, отличающие нас как от животного мира, так и от роботов. Воображение и креативное мышление – бесценный дар, подаренный нам природой. Многие живые существа поют — но они не создают прекрасных опер. Другие создания бегают — но они не организовывают Олимпийские игры. Роботы и ИИ могут оперировать огромными объемами данных и даже строить предиктивные модели, но, к сожалению, только с чистыми и релевантными большими данными. На маленьких объемах и в меняющихся условиях успех их пока сомнителен.

Человек способен к визионерству. Такие люди будут способны прогнозировать будущее, анализировать и выстраивать стратегии даже в меняющихся условиях. Беря информацию из множества источников, ассоциируя, оценивая, понимая, не менее важным навыком становится способность донести ее так, чтобы смысл стал понятен всем окружающим. Эта ценная способность с каждым годом становится все более важной, поскольку количество информации продолжает расти с головокружительной скоростью, а все задачи и проекты теперь основываются на работе команд, а не отдельных гениев.

Поэтому современные тренды диктуют правило: образование может быть только незаконченным.

Это обратная сторона life-long learning. Теперь важнее не научиться, а, как говорил Элвин Тоффлер, «разучиваться и переучиваться». Человек должен учиться новому всю жизнь, иначе он будет просто неконкурентоспособен. Знания, навыки необходимо все время пополнять и обновлять. Этот тренд стал одним из ключевых в развитых экономиках. Поэтому все популярнее становится не просто обучение профессии, а обучение «под проект». И все чаще получает популярность «прерывное» образование, совмещенное с основной работой. Ведь действительно 5-6 лет на ВУЗ – это вечность, и человек, уходя из реального мира на такой период, возвращается в совершенно другой мир.

 

Ярким трендом современного обучения становится связь между образованием и технологиями, которая должна стать еще прочнее. Эти сферы должны развиваться синхронно и постоянно взаимодействовать. Мы все чаще используем как новые форматы (персонализация по цифровому следу, геймификация, Mixed Reality – VR/AR, live virtual, работа с нейропластичностью), так и новые подходы к обучению (как в Парижской школе 42, в университете Минерва).

Данные тенденции характеризуют смену образовательной парадигмы в современную эпоху, где фокус делается не на накоплении информации, а на способности мыслить, создавать, взаимодействовать. Однако мне кажется, что мы просто выходим на новый виток спирали. Массовое образование выполнило свою функцию. Теперь мы возвращаемся к идее Плутарха о том, что ученик – это не сосуд, который надо наполнить, а факел, который надо зажечь. Поэтому сфере образования необходимо становиться немного Прометеем, а родителям следить за тем, чтобы «дрова» не были сырыми. А это означает постоянно делиться новой информацией. Что в свою очередь значит ее искать, получать, анализировать и обсуждать с детьми!