Школы бывают разные, черные, белые, красные... А если серьезно, школа – это организация, являющаяся лакмусовой бумажкой общества. Не имеет значения, какие ценности принято декларировать «в интернетах». Есть привлекательные для умов концепции, вроде гуманизма, новаторства и демократии. Эти слова ласкают слух, но почему же так туго идет внедрение новых принципов в реальности? Все просто: если ментальная концепция противоречит базовой культурной «прошивке» общества, она останется только красивыми словами.
Согласно теории разноцветных организаций, существует 5 основных типов организаций (обществ): красные, коричневые, оранжевые, зеленые и бирюзовые. Итак, чем же они отличаются друг от друга?
Красные
Доминируй, властвуй, порабощай. Высокая терпимость к насилию. Если тебя ударили – ты слаб, поэтому бей первым.
Красные тенденции все еще живут в культурном коде сообщества и часто вырываются наружу в виде буллинга и мобинга.
Воспитание агрессивной силы, или податливой слабости. В красных обществах стратегии слабых и угнетенных могут даже более выигрышными, чем стратегии доминантов.
Доминант всегда в зоне риска, тогда как слабый способен прожить более долгую и благополучную жизнь, если хорошо выполняет свою роль, если ему удается войти в подчинение к обладающему силой/ресурсами.
Отсюда посыл для девочек – будь красивой, эффектной, внешне молчаливой и податливой, но по сути – хитрой и изворотливой.
В классических красных обществах женщины могут обеспечить себе безопасное и гарантировано сытое существование, если состоят в отношениях с доминантным мужчиной. Относительно нормальное и стабильное существование они могут получить, если будут послушными и хозяйственными. В таком случае есть хорошие шансы выйти замуж за мужчину, который сможет обеспечить ей и ее потомству необходимый минимум.
Характерные признаки красных школ:
- действует по волчьим законам;
- основной акцент на обучении физическому выживанию. Бей, беги, замри (нужное подчеркнуть);
- процветает буллинг, насилие, жестокость, высмеивание слабых, дедовщина, междоусобная борьба. Девиз №1: агрессивно доминируй над кем-то, или будь униженным. Девиз №2: пинай слабого вместе со всеми, или сам окажешься в зоне риска;
- насилие и буллинг – системные явления, они неискоренимы. Если убрать преследователя, на его место тут же станет другой, который раньше мог вовсе никак не проявлять такой склонности. Если жертва будет вытравлена из коллектива, на ее место тут же придет новая. Потому что причина не в личностных качествах буллера и жертвы, а в ролях, необходимых для успешного существования красного общества;
- беспрекословное подчинение сильнейшему;
- милитаризм, контекст войны (обучение приемам борьбы и выживания);
- чтобы удерживать позицию лидера, нужно постоянно демонстрировать силовое превосходство;
- огромная роль параметров физического тела (стремление к выраженной маскулинности среди мальчиков и феминности среди девочек). Тенденция высмеивать физическую нетипичность (маленький рост, хрупкое телосложение у мальчиков, слабая выраженность вторичных половых признаков у девочек);
- формальный (назначенный) лидер не имеет реальной власти. Бразды правления всегда негласно держит наиболее агрессивный доминант;
- либеральные методы управления воспринимаются как слабость, мягкотелость. Учителя, как правило, становятся заложниками красных систем и деформируются в деспотов. Если нет – сами становятся жертвами буллинга со стороны учеников, их родителей и других учителей;
- свита – обязательный атрибут лидера. Директор окружает себя учителями-приспособленцами, учитель непременно заводит любимчиков-подхалимов. В каждом классе и каждой школе обязательно есть доминантные мальчики и девочки, всегда передвигающиеся «с конвоем».
Коричневые
Бюрократия, консервативность, нормированность, строгая регламентированность поведения, внешности, речи, стабильность социальных структур. Рамки приличия, «что подумают другие».
Здесь важны правила, нормы, устои, огромная роль принадлежит формальностям и манерам. Как в общении, так и в поведении. Важно использовать правильные, строго определенные формулировки, выражать свое почтение вышестоящим (это породило культуру «несунов» в школе, умасливающих учителей и администрацию цветами).
Расхожее выражение «выучился за кабана» предельно четко описывает одну из выиграшных стратегий коричневого общества – знать кому и где подмазать, чтобы заручиться поддержкой нужного человека и получить «тепленькое местечко».
Правильно отступай клеточки, поднимай руку, говори, когда тебе позволено. Постарайся нравится учителю, будь любимчиком у вышестоящих.
Сдерживание эмоций нормами приличия. Укоры, стыжение и упреки – привычные механизмы воздействия на поведение. Изоляция и публичная казнь – методы санкции. Изоляторы, тюрьмы, исключение из партии, товарищеский суд. Прививание чувства стыда, вины, неполноценности. Неприемлемость инаковости. Дедовщина. Тихушничество. Процветание доносов. Инертность большинства по причине наказуемости инициативы. Рост в иерархиях за счет выслуживания и прилежности.
Характерные признаки коричневых школ:
- субординация. Важность титулов и званий;
- комитеты, советы, товарищеские суды;
- цензура;
- строгий дресс-код, официоз;
- соблюдение буквы закона, стандартов, формальностей, этикета, протоколов;
- обязательства первичны, желания и потребности – вторичны;
- встраивание в существующую иерархическую социальную структуру;
- контроль, тотальный надзор, разветвленная система штрафов;
- подчинение, прививание исполнительности;
- обучение строго по утвержденной программе.
Оранжевые
Конкурируй, будь лучше, будь ярче. Знай, как и кому подать информацию. Правильно презентуй себя, продавай свои услуги, убеждай. «Ничего личного, только бизнес». Добивайся успеха. Будь лучше, круче, веди публичную жизнь, демонстрируй свои успехи, доказывай свою рыночную ценность. Огромная роль предметам и атрибутам статуса в одежде и аксессуарах. Если ты не так выглядишь – ты никто и слушать тебя не будут.
Нет незаменимых, дашь слабину – и на твоем месте уже кто-то другой. Супергерои общества – сильные харизматики, которым «удалось сделать себя», пройдя путь от подпольного гаража к огромной корпорации с окнами на Манхеттен. Вообще, оранжевое общество – это время роста гигантских корпораций. Ключевые слова: амбиции, драйв, азарт, уверенность.
«Ставочная отсидка» на рабочем месте уступает место бонусной системе за эффективность. Процедуры и формальности в этой связи опускаются с целью экономии ресурсов, зато приветствуется изобретательность и бизнес-новаторство. Когда ради победы в конкурентной борьбе приходится проявлять и постоянно совершенствовать креатив.
Социальная находчивость и предприимчивость поощряются со школы. Мало правильно выполнить задание – это всего лишь демонстрирует твою прилежность и исполнительность. Выкрутись, дай новое видение, удиви подходом – вот это уже что-то значит. Отличись, будь лучшим, оставь «ботанов» позади, утри нос вчерашним звездам. Будь смелым - покажи, чего ты стоишь. Кто не рисует – не пьет шампанского.
Соревновательность в обучении, важность успешного окончания школы, сдачи экзаменов. Успешность в школе – гарантия успешного поступления. Успешное окончание престижного вуза – ключ к получению хорошей работы и началу карьерного продвижения. Работающие социальные лифты и социальные эскалаторы.
На просторах СНГ принципы оранжевого общества полноценно никогда не работали, так как не был произведен окончательный переход от красных и коричневых принципов.
В итоге, мы получили характерный местный «микс», в котором оранжевые элементы интегрируются в более архаичные системы, «разбавляя» их и рождая некий эклектический Шанхай. Когда по одну сторону дороги видим сверхсовременный небоскреб, а по другую – здания из всех прошлых эпох. И все они функционируют одновременно.
Время лозунгов и слоганов. Продающие тексты и упаковки. Неважно, что ты можешь. Важно, как ты это продашь. Время делков и авантюристов. Оранжевое общество любит дерзких.
Именно в оранжевое время рождается сервис, клиенториентированность. Правила игры начинает задавать рынок, а не законы, как в коричневом обществе.
Чему учат в оранжевой школе:
- акцент не на знаниях, а на практических навыках, представляющих «рыночную ценность»;
- умение убеждать (переговоры, публичные выступления, работа с возражениями);
- предпринимательство (финансовое планирование, реализация бизнес-идей);
- лидерство (как быть впереди, как выделиться, как вести людей за собой, как управлять);
- умение работать быстро, в стрессовых условиях (соревновательность, набирающая обороты);
- динамичность, стратегическая гибкость (умение быстро перестроиться в нужный момент);
- производственное превосходство, новаторство (сделать лучше, по-новому);
- четкая специализация (найти свою фишку и стать в ней профи);
- маркетинг, умение красиво подать;
- целеустремленность, ориентация на результат;
- имидж – прежде всего.
Зеленые
Основной акцент – на ценности Человека, в особенности – Человека в Команде. Лидер – такой же член команды, как и остальные. Девиз – давай сделаем это вместе. Равенство без уравниловки. Братство без круговой поруки.
Каждый может стать лидером проекта, организации и даже страны, если будет признан другими. Но любое руководство по определению – временно. Сегодня ты – лидер, завтра – рядовой член команды. И это не низвержение, здесь нет унижения.
Самоорганизованные команды. Скиллы (навыки) ценнее происхождения и связей. Софты выходят на первый план относительно хардов: если ты обучаем – можешь развить любую профессиональную компетенцию, но без определенных личностных компетенций далеко не заедешь.
Если ты обладаешь ценным умением – неважно твое звание, статус, должность и в каком классе ты родился. Терпимость к различиям, инаковости – в том числе внешней. Неважно, как ты выглядишь, если ты что-то из себя представляешь, умеешь включаться в работу группы, сотрудничать.
Тенденция к отходу формальностей и размытие границ дресс-кода. В зеленых компаниях можно увидеть юриста с дредами и тоннелями в ушах, психотерапевта, у которого руки забиты татуировками. А на серьезной конференции спикер запросто может выйти на сцену в кедах и растянутом свитере.
Человек – партнер, а не ресурс. Партнерство шефа и подчиненного на работе, партнерство учителя и ученика в школе.
Гетерархия приходит на смену вертикальной иерархии. Большое значение придается корпоративной культуре, созданию благоприятной обстановки и условий для личностного роста каждого.
Сметание границ и препятствий, между классами, странами. Культурные смешения, фьюжн профессий. Выход обучения и работы из тесных кабинетов в open space. Изменение базового принципа временного регламента – отход фиксированного учебного и рабочего времени в пользу проектных сроков. Сроки не спускаются свыше, а определяются непосредственно проектной командой. В школе также временные рамки определяются самими детьми при коучинговой поддержке наставника, а не в директивном режиме.
Чему учат в зеленой школе:
- космополитизм;
- разговорный английский (или другие языки, но смысл именно в умении свободно изъясняться);
- толерантность и терпимость к культурным, религиозным, этническим отличиям;
- реальная возможность альтернативы, выбора индивидуальной траектории развития;
- гибкость программы;
- дети – полноправные участники учебного процесса, они имеют реальные полномочия влиять на него (даже самые маленькие);
- главный скилл – коммуникация, речь;
- командная работы и эмоциональный интеллект;
- вовлечение вместо наставлений;
- поиск новых, нетривиальных, интересных форматов;
- эстетика открытых отношений вместо поведенческих протоколов и формального этикета;
- важность психологической поддержки и конструктивной критики.
Бирюзовые
Если красные общества построены вокруг выживания, коричневые – вокруг стабильности системы, оранжевые – вокруг достижения амбициозных целей, зеленые – вокруг человека и сообщества, то бирюзовые – вокруг ценностей и идеалов.
Основной вопрос – ради чего мы это делаем? Какой в этом смысл?
Команды и проекты создаются вокруг миссии. Люди сплочаются и объединяются в единый живой организм на основе общих интересов и ценностей. Это могут быть как целиком социальные проекты (например, спасение популяции китов), так и коммерческие бизнес-проекты, в основе которых находятся принципы служения («good money»). Людям не нужны внешние стимулы и искусственная мотивация. Если они в проекте – они уже мотивированы.
Фасилитация вместо директивного управления. Команды-организмы не нуждаются во внешнем регулировании. Воспитание и развитие индивидуума строится так, что он постепенно становится способным к саморегуляции, самовоспитанию, самомотивации, самодисциплине. Влияние органов контроля и санкции ослабевает за ненадобностью за счет эволюционного роста самосознания общества. Человек не бросает мусор на газон не из страха наказания, а благодаря внутренним убеждениям.
Чему учат в бирюзовой школе:
- самоорганизации малых групп (правила, режим, сроки, распределение ролей – всем этим занимаются непосредственные участники процесса, даже если им по 6 лет);
- миссия определяет цели, цели определяют формы и методы;
- блочная модель обучения;
- основной акцент – на самообучении. Дети обучаются тому, чего им не хватает для успешной реализации замысла;
- основная ценность – способствование эволюционным переменам: в обществе, науке, культуре;
- ориентация на будущее, визионерство;
- самоирония, отношение к ошибкам как к ценному развивающему ресурсу;
- отсутствие регламентированного графика. Индивидуальный и командный график формируется самостоятельно участниками процесса. Главное – соблюсти дедлайны конечных результатов.
Конечно, мы живем в контрастном обществе, где чистые цвета встречаются не так частно. Но внимательный читатель заметит, что большинство школ постсоветского пространства – явно красно-коричневые.
Почему же, несмотря на многочисленные реформаторские потуги, «воз и нынче там»?
Основные причины:
1. Культурная «прошивка» создателей школы, культурный беграунд администрации и учителей. Здесь либо сценарий (какие бы ценности ни декларировались бы, на практике воспроизводятся бессознательные культурные паттерны), либо антисценарий (например, Александр Нилл создал свой Саммерхилл как антипод закостенелой строгой английской традиционной школе). Причем, первый вариант – правило, второй – исключение. Выйти из матрицы способны единицы.
2. Требования времени, особенности рынка труда. Например, в обществе, где царят красно-коричневые законы, бирюзовая школа возможна только в контексте утопической коммуны.
3. Из какой среды выходцы сами дети и их родители? Ценности этой среды, ее законы и тенденции. Чем живут и дышат семьи? Если большинство посетителей однородно по своей культурной «прошивке», оно постепенно окрасит школу в свой цвет, будь он красным или зеленым.
А какого цвета школу вы бы предпочли для собственного ребенка?
Якщо ви зареєстрований користувач і хочете додати коментар то вам потрібно увійти, або ви можете додати коментар нижче анонімно.