Я человек, травмированный советской системой школьного образования. Не уходя в детали, повторю красноречиво свидетельствующий о степени проблемы факт, недавно упомянутый мной в одном интервью: в своей жизни я хотела бы переписать только одно — школьные годы. 

Я мать, травмированная постсоветской системой школьного образования.

"Ваш ребенок математически необучаем."

"Все время витает в облаках."

"Не собран(а) до предела." 

"Английский просто не дается."

"Мамочка, у вас дисграфия! Почему не занимаетесь с логопедом?"

"А як може бути iнакше з мовою, якщо ви російськомовні? Ви мусите (!) 2-3 години на день розмовляти українською!"

Выше краткий опыт моего школьного материнства последних шести лет и четырех школ. Не хочу прозвучать высокомерно, но моим детям есть в кого не быть проблемными. Их умы унаследовали живость, пытливость, цепкость. Они ответственны, с хорошим набором ценностей, свободные, с пеленок привыкшие к абсолютному равноправию (с родителями и близкими).

Почему я об этом пишу?

Потому что с 1 сентября двое из моих троих (старшая и младший) пошли в альтернативные школы. И несмотря на первые беспроблемные для двоих из трех моих школьников месяцы, на собрание к младшему я шла как на плаху.

Это был день, на который была назначена встреча с учителем моего шестилетки. Тридцать минут, чтобы обсудить итоги первого семестра нашего первоклашки. Муж ретировался сразу. Просто не захотел слушать про очередные недоуспехи одного из троих своих самых лучших в мире.

Пока я шла, говорила себе: "Ну ты же отдала его в школу в 5 лет и 11 месяцев. Чего же сразу ждать равных успехов с семилетками? С ним подготовка к школе с двух лет тоже не была начата (осознанно). И ты не мама, которая каждый день контролем добивается совершенства в письме, чтении и лексике разных языков. Вот и пришел час расплаты!"

Стиснув зубы, приготовилась к 10 минутам "позора" и 20 — дебатов на тему общего в педагогическом труде и генеральном менеджменте, а также к тому, чему они учат друг друга. Но стиснутые зубы продержались пять минут. Их сменила отвисшая челюсть. 

Очень смышленый. Быстро схватывает. Один из лучших в классе по чтению. Математика идет хорошо. И мне это показали: "Emil, please, write on the blackboard 3+7=... What's the result?"

Сын был с нами не потому, что так подразумевалось. В плане был тет-а-тет. Но маленькие ручки очень хотели быть вокруг маминой шеи. И их просто не отрывали от нее. 

"Скажите, но он же самый маленький в классе? Неужели нет отставания? Если не в плане учебы, то в плане межличностного общения?"

Я журналист и умею задавать вопросы. На эту пятую вариацию в попытке найти ложку дегтя учитель подняла брови и сказала: "Да ну что вы! Ничего такого нет. А еще ваш ребенок очень креативный!"

Я вышла оттуда как в тумане. Наконец история про детей, которые бегут в школу с удовольствием, стала и моей историей.

В школу к старшей меня не звали. Все решаем по мере необходимости в Telegram. 

Все очевидно не столько в финальных оценках, сколько в желании ходить в школу, в таких поступках, как самостоятельный поход в Дом учителя на лекции по истории, подготовка к дебатам и живое обсуждение собственного умозаключения с обоими родителями, рьяная "адвокация" школы перед все еще скептически настроенным относительно альтернативных школ папой. 

Я не обиваю пороги школ. Не знаю полные имена и дни рождения всего педсостава. Я не тренирую "пуделей". Не требую от детей высших оценок (просто не ниже "8", ибо все, что ниже, — сигнал пробела и того, что с ним надо работать).

Я не ежедневный дамоклов меч контроля успеваемости и "Сынок, ты уроки сделал?"

Я рядом всегда, когда помощь нужна. И даю ее очень качественно, эффективно и неординарно. Также я даю свободу, говорю о важном и формирую ответственность доверием и уважением. 

И только с альтернативной школой этот подход не входит в конфликт. 

Школа, наконец, принимает нас и наших детей такими, какие мы есть. И создает для своих целевых аудиторий то, что для меня имеет название "гармония". По крайней мере опыт пяти месяцев и двоих детей об этом говорит. 

Берегите детей! Если у них школа вызывает дрожь и похожа на эшафот, не теряйте времени на веру в чудо. Даже если нет денег на альтернативную школу, онлайн и возможности дистанционного образования (экстерната), а также чуть больше времени от вас могут дать им путь, наполненный меньшим количеством травм и комплексов. Альтернатива есть всегда! Вопрос в том, есть ли желание и готовность рискнуть и поступить не так, как все и как повелось.

P.S. И да, у одного из моих, награжденных дисграфией, ее нет. Я даже логопеда попросила справку выписать по итогам 45 минут тестирования. Чтобы не бросаться словами, как это делают те, кто не должен.

 

Автор: Ирина Рубис, генеральный директор Ekonomika+