Что дает проектная работа в образовании детей

Во-первых, давайте уточним смысл слова «образование». Для меня это от слова «образ», а не от слова «образец». Образец – это когда нужно узнавать рамки, шаблоны, правила, и подтягивать (именно это слово) свои знания, умения, качества личности, желания, поступки – под образец. Этим образцом могут быть экзамены и ответы «по учебнику», или мода-тренды-стереотипы, или общепринятая культура (микро)социума. И для успешной социализации, конечно, важно научиться следовать правилам, быть носителем/соглядатаем общественной культуры, понимать законы, по которым «люди играют в игры». Но это не предел.

Что дает проектная работа в образовании детей

Когда человек (в том числе ребенок) начинает задавать себе вопросы: «А место, которое я выбрал - это мое личное желание, или я следовал образцу?», «Кто и каков я на самом деле?», «Кто «лепит» мой образ – я сам или люди извне?» – вот в этот момент начинается образование от слова «образ». Отличается оно тем, что в этот момент вопросы важнее ответов, а правильных ответов нет в принципе. И это путь ради пути, а не ради результата, путь познания себя, других, мира вокруг себя, своего предназначения. Как вы уже, возможно, догадались, этот путь не заканчивается после школы или университета, он вообще не имеет общего знаменателя с рамками времени.

В процессе работы с детьми и подростками я испробовала разные форматы, но постоянно нахожусь в поиске тех, которые сподвигают ОБРАЗование. Я наловчилась вести классные яркие мастер-классы и тренинги, организовывать ивенты на большое количество народу, часто работаю индивидуально в доверительной камерной обстановке, но по моим наблюдениям, именно проектная работа мощнее всех остальных форматов запускает в детях (особенно в подростках) процесс рефлексии, активирует навык анализировать себя со стороны, понимать, «что со мной происходит», задавать себе вопросы, – неотъемлемый атрибут образования-пути.

Проектная работа – это кратковременная деятельность с четким конечным результатом, имеющим ценность для других. Например, съемка кино (как успешно делают это в моем любимом и родном MUcamp) или организация ивента, или работа над бизнес-проектом. Научиться делать проект – это овладеть навыками проектного менеджмента, и здесь есть много образцов, которые нужно освоить. Нужно научиться формулировать конечную цель, планировать, работать в команде, распределять ответственность, решать конфликты, рассчитывать ресурсы, взаимодействовать с окружающими людьми. Но во время освоения образцов при грамотной организации проектной деятельности у участников начинают вызревать вопросы, совсем вроде как не связанные с проектом. «Чем я занимаюсь?», «Я могу один, или мне нужны люди по жизни?», «Что для меня ценно?», «Что я не согласен терпеть и не буду?», «Готов ли я жертвовать одним ради достижения другого?», «Я больше хочу добиться успеха или избежать неудачи?», «Что может свернуть меня с пути и почему я этому поддаюсь?»… И как раз эти вопросы и путь поиска их ответов начинают ОБРАЗование в ребенке, и в этот момент, несмотря на сложность и темень положения (ведь такие вопросы мы обычно задаем себе в кризисные моменты), в этот момент мы можем видеть дальше и больше. Дальше, чем конечный результат проекта и больше чем то, что мы делаем.

Очень важно, конечно, чтобы в этот момент была поддержка значимого взрослого, который не только стимулирует вопрошание, но и помогает с поиском ответов. А образцовых ответов, напомню, в этом случае уже нет. Есть только те, которые, как прозрение, плодотворно созревают в каждом отдельном участнике и оставляют след «эврики». Ощущение могущества и внутренней силы растет – причем детям кажется, что оно растет благодаря успешно реализованному проекту. И мы, взрослые, конечно, очень стараемся, чтобы проект действительно успешно реализовался. Но сила на самом деле растет за счет прожитых сложностей и преодоления привычного себя, примирения со сложными внутренними вопросов.

Потому-то я и люблю проекты: с одной стороны это обучение «по образцу» (хотя это один из наименее образцовых форматов), с другой стороны, катализатор формирования личного образа, катализатор вопрошания и рефлексии.

В индивидуальной работе и в процессе групповых занятий, организованного досуга и прочее – тоже возможны и вопрошание, и рефлексия. Наверное, доля «покрытия» в проектной работе просто больше. Там хочешь не хочешь – а почти каждый начинает мыслить «запредельно». И еще что удивительно: мне, по прошествии стольких лет и после кучи реализованных детских проектов, каждый раз по-прежнему сложно в каждой следующей проектной деятельности. Я сама все время сталкиваюсь с кризисными моментами и нахожу неусвоенные уроки, оказываюсь лоб-в-лоб перед вопросами на своем Пути, которые порой надолго обескураживают. Это про то, что в воронке общей сложной деятельности никому не уйти «необразованным»...

Чуть о технологии. Если говорить об атрибутах проектной работы и что они дают, можно выделить следующие:

  • Технология проектного менеджмента: четкие этапы реализации намеченной цели, через замысел, планирование, распределение обязательств, расчет ресурсов, репетиции и финальную презентацию. В любом проекте есть эти четкие этапы. Что дает этот пункт: структурированность, уверенность (приходит понимание того, что, как и в какой последовательности делать), темп и динамику. Есть дедлайны, есть форс-мажоры, но есть и инструменты, как с этим справляться. В этом плане все как в жизни, с реальными результатами.

 

  • Командная работа: здесь тоже есть этапы, но следование им уже не такое четкое, потому что каждая команда – как океан со своей погодой: сложно спрогнозировать)). Но важно, чтобы с командой был опытный человек, который взрослее. И этот человек вовремя отслеживает нюансы командной динамики, включается, если необходимо, помогает справляться со сложностями и находить общий язык. Наши ребята в проектах усвоили четко: самое сложное в деятельности – это взаимодействие с людьми. Но именно оно является фундаментом успешного дела. Чтобы отслеживать командную работу, важно устраивать систематические сходки команды и обсуждать результаты и достижения.

 

  • Индивидуальная работа: у каждого участника проектной деятельности свои цели и зоны развития, несмотря на одну командную цель. Мы – тренеры – задаемся вопросом «Как командная цель может помочь реализовать индивидуальную цель этого ребенка?». Индивидуальная работа – самая важная часть проектной деятельности (казалось бы), потому что это как раз те сливки, ради которых все затевалось. У кого-то не реализовываются ожидания, он психует – повод поговорить с ним о трудностях и его привычной стратегии с ними справляться. Кто-то склонен брать все на себя и занижает ценность команды – повод отследить вместе с ним, когда такая стратегия успешна, а когда неэффективна и приводит к разочарованию. Кто-то вообще стесняется включаться и боится неудачи – повод найти такую работу, с которой он точно справится и поверит в себя. Каждый раз это беседы, обратная связь, обсуждение в команде, посиделки за чайком, переписка онлайн, даже подключение родителей к общей стратегии действий. 

Из проектной деятельности каждый вынесет свой урок: кому-то не захочется в этом участвовать в следующий раз, кто-то загорится и будет придумывать идеи новых проектов, кто-то возьмет паузу, чтобы подумать о себе. И для нас, тренеров, это всегда верный результат, если он будет гармонировать с природой ребенка.

К слову, наши ребята из Проектного клуба (это одна из программ Коммуникативного клуба для подростков «Come&Comm») вот-вот представят результаты своих проектов, можно поучаствовать))

 

22 декабря приглашаю всех на ежегодный НОВОГОДНИЙ ДВИЖ 💫для подростков 11-15 лет! В программе угощения, семейный турнир по настольным играм, мастер-классы, "Тайный Санта", костюмированная вечеринка. Подробности и регистрация здесь. 

Что дает проектная работа в образовании детей