Правила интернет-этики для родителей подростков

Технологическая пропасть между подростками и родителями в наше время огромная и растет. Я сама, все время вертясь в подростковой среде, постоянно наталкиваюсь на то, что тинейджеры со снисходительной усмешкой объясняют мне какие-то технологические тренды, мемы, закономерности. Это впервые в нашей истории младшее поколение действительно досконально может учить старшее – начиная от того, как пользоваться новым приложением, заканчивая тем, как набирать популярность в соцсетях.

Они смеются над нами, передергивая наши объяснения их проблем – «Это все компьютир виноват» (при этом в слове «компьютер» намеренно кривляют букву «е»). Гаджеты и технологии бесповоротно и прочно стали частью их жизни. И нам пора уже не воевать, а переходить на их сторону тоже, дабы держать руку на пульсе, быть в теме, как говорится.

Несколько правил и рекомендаций для родителей собраны из бесед с подростками, приправлены моим личным опытом попыток «не отставать».

1. Личные аккаунты в соцсетях – равноценны личным дневникам. Поэтому если на компе не закрыта страница ВКонтакте или на оставленном на столе телефоне виднеется переписка в Телеграме – не стоит смотреть, закрывайте и уходите. Подростки удивительным образом узнают, когда их личные переписки читают или просматривают личные страницы – по словам родителей, невольным цитатам или странным вопросам. И в этот момент очень сильно падает доверие, еще и на фоне подростковой категоричности. Не рискуйте. Осмотр личных страниц и сообщений может быть оправдан только тогда (и то – оправдан только взрослыми, но никогда – подростками!), если есть подозрения на реальную угрозу, исходящую из переписок, или когда такой просмотр поможет вовремя спасти или защитить. Очень тщательно взвешивайте такое решение, действительно ли есть в этом критическая необходимость?

2. Не пишите комментариев на страницах своих детей без спроса (в Фейсбуке, ВКонтакте, в Инстаграме и пр.)! По словам подростков, комментарии фоток или постов типа «Как я горжусь тобой, сынок», «И когда ты выросла, донечка», не говоря уже про «Боже, что это ты надела» или «Значит, вот чем ты занимаешься вместо школы» – это просто «анриал трэш». НЕНАДА! Если хотите дать отзыв – дайте в реальном времени, лучше очно. Так еще и повысите количество офлайнового общения. И вообще – заранее спросите, можно ли комментировать фото в Инсте или Фейсбуке, и уточните, какие комментарии были бы приятны. Зато лайкать можно неограниченно!

3. Не выкладывайте фото и видео своих детей на своих страницах без спроса. Даже если там все хорошо и если вы очень гордитесь. И особенно не выкладывайте, если это детская фотка. Подростки вообще очень чувствительны к своим изображениям и внешности. Прошлогодние фотографии или воспоминания о «голеньких» или «забавненьких», выставленные на обозрение, могут стать для тинейджеров большим стрессом. При этом не пытайтесь понять, почему они сами выставляют странные видео и фото на своих страницах. Если выставляют – скорее всего это не будет осуждено сверстниками. А именно оценка ровесников и есть главный критерий выбора контента для них. Сама же оценка базируется на многих факторах – на современных трендах, популярных мемах, интересах и ценностях сообщества, в которое входит подросток. Чтобы понять свое чадо – попробуйте узнать его «контентное поле» (об этом след. пункт).

4. Итак, чтобы просветиться технологически и интернетно – поузнавайте у подростка вот что: какие мемы сейчас популярны? Какие видео обсуждаются? Какие гаджеты в тренде? В какие игры играют? Какие паблики в Инстаграме его самого интересуют? И приготовьтесь слушать. Вначале с той стороны будет замешательство (мама вдруг пришла и не ругает за телефон, а спрашивает, чего там интересного!), потом аккуратное отвечание, а потом – дай Бог – начнет вас с удовольствием просвещать. Будьте просто благодарным слушателем, ловите и проясняйте новые для себя слова, не скрывайте удивления, но при этом не судите строго то, что будет показывать вам подросток. При первом прикосновении вообще лучше не судить, иначе опять рискуете потерять доверие. Уже потом, когда в ваших разговорах вы уже привыкнете спрашивать его о новинках Интернета, и он будет легко делиться с вами новостями – уже тогда вы можете делиться своими мыслями (это только ваше мнение) по поводу эстетики, показывать свои полюбившиеся видео или фото, взаимообогощаться, принимая как интересы своего ребенка, так и окультуривая его эстетически и интеллектуально. Главная суть этого пункта – не бойтесь спрашивать. Будьте исследователем, собирателем фольклора, странником по миру подростковых интересов. Сам тинейджер тогда проникнется к вам уважением и почувствует родство.

5. Последнее – будьте сами интересной личностью. Цените себя. Пишите свои мысли в соцсетях, общайтесь с другими, будьте активными и сочувствующими! Как вам такой советик от подростков? Они на самом деле очень ориентированы на успешных личностей – такие, как правило, не столько богаты, сколько с высокой самоценностью, могут быть искренними и быть твердыми, могут сопереживать и давать дельные советы.

Ну и, конечно, не забывайте о реальной жизни. Если вы хотите вытягивать дитятю из гаджетов в офлайн – покажите ему, как делаете это сами, каких правил придерживаетесь, чтобы не быть зависимым (от чего-либо) и вовремя останавливаться.

 

Тем не менее, несмотря на всю осведомленность подростков в Интернете и технологиях, им важно понимать, как сохранять личную безопасность при пользовании телефоном и подключении к сети. Доверчивость, категоричность, а также желание получить хорошие отзывы от сверстников могут приводить их к неприятным и неловким ситуациям, грозящим целостности и психологическому комфорту. 3 ноября мы в Коммуникативном клубе для подростков разбираем тему «Безопасность в интернете и цифровом мире», чтобы знать о подводных камнях Всемирной паутины и скрытых опасностях своего телефона.