Последние полгода часто встречаюсь с родителями, которые ищут школу для своего ребенка, и рассматривают варианты альтернативных школ. Хочу поделиться некоторыми наблюдениями.
Очень много звонков, конечно же, родителей первоклашек. Они – самые переживательные, и часто, очень тревожные. Таких большинство приходят знакомиться, и меньшинство возвращается. Эти родители еще не доверяют альтернативной системе, большинство даже не знали, что звонят в альтернативную школу.
Второе наблюдение. Те родители первоклашек, которые соглашаются на альтернативу, скорее всего уже прошли со старшим ребенком общеобразовательную систему и получили какой-то негативный опыт общения.
Больше всего родителей детей 3 класса. Да, недовольство обычной школой «помолодело». Теперь детям ничего не интересно уже к концу 2 класса, и родители это замечают.
Большинство родителей, которые решились на альтернативную школу, это – отчаявшиеся люди, хотят самого лучшего для своего ребенка и «спасают», забирая из обычной школы.
Дорогие родители! Выбор школы для ребенка – ответственный шаг. Почему, когда вокруг столько информации, вы по-прежнему доверяете старой системе, а потом от нее бежите?
Я предлагаю разобрать несколько родительских страхов, которые чаще всего слышу при встречах с родителями. Сразу оговорюсь: ничего нового не скажу, по каждому пункту вы найдете много информации в сети.
Страх номер раз: Ребенок вырастет неучем.
Или «Ну мы же учились в этой государственной системе и вон какими успешными выросли».
Что важно знать. Мы учились в другой системе. Да, она была классно-урочная, но больше ориентированная на знания, чем на оценки. Теперь любое знание лежит у нас в кармане, и нужно нажать всего пару кнопок и ввести правильный запрос. Зачем зубрить?
Факт и то, что из всего объема информации, которую дети проходят в школе, только незначительный процент сохраняется в памяти одиннадцатиклассника. А через год после школы еще меньше. Запоминают дети только то, что им интересно. Тогда зачем их мучить все это время?
А еще, кто из нас гарантированно знает, что детей ждет в будущем и какие знания им понадобятся?
Подумайте о том, что подавляющее большинство альтернативных школ работают по программе Министерства образования, и дают детям все, что надо по общей программе. Только вот методы подачи этой информации сильно отличаются.
Страх номер два: Если давать ребенку много свободы, что из него вырастет?
Или «Нам же не давали. Нас же не спрашивали. Но мы же выросли».
Давайте учитывать, что наши дети живут совсем в другое время, где ставить себе задачи, уметь видеть мир шире и быть свободным от стереотипов – это очень важные навыки.
Второе. Свобода – это не вседозволенность. Для меня свобода, в большей мере, про ответственность, осознанность и понимание окружающего мира. Поэтому свобода в альтернативной школе – это стремление к осознанному поведению ребенка, возможности делать выбор, принимать решения, столкнуться с последствиями своего решения. Но детальней о свободе я напишу позже.
Страх номер три: А как же экзамены, ЗНО?
Вот этот вопрос, наверное, самый легкий. Как я говорила ранее, все альтернативные школы в той или иной мере идут по программе Минобразования, и в нашей стране все школы должны аттестовать детей. Этот вопрос решается всегда и ответ зависит от степени доверия родителей той школе, которую они выбирают.
Кто-то просит оценки повыше, кто-то согласился с тем, что оценка не сделает ребенка счастливее, поэтому, как сдаст – так и сдаст.
Очень важно понимать, что наши страхи – это наши страхи.
Очень важно родителю разбираться с ними, а не проецировать на ребенка. Он-то тут при чем?! Он играть хочет, какой английский? Важно ребенка слышать – об этом говорят талантливые педагоги и психологи.
Я была в разных демократических школах мира - Израиля, США (например, школа Pono), Испании, Польши и других. Видела, как работают эти подходы. В нашей стране альтернативные школы молодые и пока нет примеров успешных людей, которые закончили такие школы. Но таких людей много в других странах, и я с ними знакома.
Это - успешные, свободные, счастливые люди, которые умеют создавать вокруг себя пространство, которые умеют жить.
И потому мне уже не так страшно говорить про демократическое образование и создавать такую школу в Украине.
О людях, которые закончили демократические школы и какими они выросли, я расскажу в следующей статье.
Коментарі 2
Наталія
В Україні є альтернативні школи 1-11, котрі працюють понад 20 років і мають випускників, які добре здають ЗНО і вступають у ВНЗ України та Європи. Це вальдорфські школи. Можна з цими випускниками поспілкуватися і розказати про їх успіхи.
Ганна
Ірино, дякую за цю статтю. Ви праві щодо страхів батьків. Ми насправді хвилюємося за себе.НАШІ страхи та болі, а діти не до чого. Я насамперед чую питання своєї матусі про альтернативну школу: "Що вони там роблять у тій школі? Ти подиви но в їх зошити! Пише, як курка лапою! За що ви платите такі шалені гроші? Ось не видумуйте та ведіть у нормальну школу. Ви вивчились і діти теж вивчаться. Ну й що, що багато дітей. Вони мають навчитися терпінню та знати своє місце, працювати треба. А як ти гадала? Треба з дитиною займатися, тоді й толк буде." Я зітхаю, чесно кажучи. Я розумію, що ми ВЖЕ не такі, як наші батьки , а наші діти взагалі інший полюс. Я розумію й те, що не хочу впахувати за ті оцінки в школі і взагалі не хочу працювати. Я мрію про те, щоб насолоджуватись спілкуванням зі своїми дітьми, просто гратися з ними. Хай вони вчаться у школі, а вдома хочу бути лише мамою: теплою, спокійною, не роздратованою. Бо житт плинне і та школа як вирвані роки можуть бути, а ми з чоловіком розуміємо, що дитинство є найголовнішим періодом життя, його основа. Ми так хочемо запам'ятати ті 15-17 років перш ніж вони підуть далі у доросле життя.
Якщо ви зареєстрований користувач і хочете додати коментар то вам потрібно увійти, або ви можете додати коментар нижче анонімно.