Osvitanova.com.ua

Наталья Тарченко, специалист по альтернативному образованию и со-основательница альтернативной школы DEC life school, о новых подходах к обучению и о том, что делать, если ребенок не хочет учиться.

Вы с семьей прожили 4 месяца в США, месяц в Таиланде и месяц в Новой Зеландии. Что дает детям world schooling?

Несколько лет назад мы решили поменять концепцию наших путешествий. Если раньше мы останавливались в отеле на 7-10 дней, то сегодня, как минимум, на месяц. Мы живем в местных комьюнити, ходим на рынки и разговариваем с местными жителями. Так детям интереснее изучать традиции, обычаи и историю других стран. Это замечательный вариант образовательных
путешествий.

Новая Зеландия, например, научила нас любить природу. Дети здесь ходят босиком, потому что много времени проводят на улице. Большинство людей ходят на пробежку и занимаются серфингом. Добраться из любой точки страны до океана можно за пару часов, поэтому на выходные местные жители уезжают с семьями в свои дома у океана. 

Из Америки мы вернулись с четким пониманием: все, что делает ребенок, должно быть ему в радость. С какими словами родители отправляют детей в школу в Украине? “Хорошо учись” и “Будь послушным”.

В Америке же говорят: “Have fun”. Там понимают, что если учёба приносит удовольствие, ребенок развивается значительно быстрее.

Но совмещать учебу в школе и такие длительные путешествия очень сложно... 

Невозможно сказать, сколько времени ребенок должен проводить в школе. Как показывает наш опыт, в DEC life school этого “идеального” количества часов не существует. Мы верим, что родители должны проводить много времени с детьми. Тогда ни одно путешествие не помешает учебному процессу.

Почему такие школы как DEC life school называют альтернативными? Альтернатива чему? 

Альтернатива государственной школе. Например, в Новой Зеландии есть школа в лесу, где дети учатся любить природу. Там нет расписания и классов. Это необычный подход к обучению, а значит – альтернатива стандартному подходу. 

А есть AltSchool – сеть школ для будущих гениев Кремниевой долины и проект бывших сотрудников Facebook, Google и Uber, где используют новейшие технологии. День в AltSchool начинается с того, что ребенок открывает свой профиль в специальном приложении на iPad и просматривает расписание. У каждого ученика свой список заданий – индивидуальный и групповой.
Задания бывают разными – разработать приложение или написать пост в блоге о коллекционировании монет.

Вы можете выделить, например, три чек-поинта, по которым родитель может определить – школа действительно альтернативная или же просто улучшенный формат коммунальной школы?

Первое – альтернативная школа не использует образовательную программу Минобразования как основную. Альтернативные школы самостоятельно определяют содержание программы: набор предметов, количество часов, образовательные цели по предметам. Мы считаем, что количество обязательных дисциплин с возрастом должно уменьшаться. Другими словами, чем старше и ответственней становится ребенок, тем меньше "надо" и больше "хочу" в его учебном плане. Шестилетнему ребенку мы предлагаем пробовать разные направления, чтобы постепенно определять свой интерес и сужать выбор к старшей школе.

Второе – методологии, методики и образовательные технологии, которые используются в обучении. Здесь может быть целый набор, начиная от Вальдорфской системы или Монтессори до Дальтон-плана и еще чего-то. Например, в нашей школе нет цифрового оценивания, вместо классических оценок, мы ввели систему мониторинга мотивации студентов и личностных достижений на протяжении индивидуального учебного плана.

И третье – проектный подход к обучению и онлайн обучение, как неотъемлемая часть обучающего процесса.

 

Что легло в основу обучения в вашей школе?

В основе DEC life school лежит финская программа, которая определяет набор предметов, количество часов и учебные цели каждого ребенка. Еще мы применяем метод Дальтон-план, который помогает подобрать темп, глубину и скорость обучения. И конечно, используем нашу любимую школу Амонашвили, или гуманную педагогику. Согласно ей, в центре всего – ребенок, а
учитель и тьютор – это помощники и друзья.

Как проходит обучение в школе?

Первые две недели ребенок адаптируется к новым условиям. Потом мы проводим стратегические сессии с родителями, где слушаем их запросы и обсуждаем план действий.

Мы отталкиваемся от потребностей ребенка и помогаем ему раскрыться.

Например, Маша будет ходить на английский и немецкий, а Паша – только на английский. Маша будет сильна в математике и за два месяца закончит аттестационную программу, а у Паши на это уйдет год или полтора, потому что сейчас у него в интересах брейк-данс и искусство. 

А что делать, если ребенку будет все неинтересно?

Отсутствие интереса и мотивации – признак усталости или давления на ребенка. Таким детям нужно побыть в спокойной комфортной среде – и все пройдет.

В альтернативные школы часто приходят дети, которые 2-3 недели не ходят на уроки и просто сидят в смартфонах. Но если ребенок здоров ментально, а вокруг – любящая безопасная среда, у него проснется естественная тяга к знаниям.

Сложно ли родителям принимать новые подходы к обучению детей? Например, у вас нет стандартной системы оценивания – это нравится родителям?

Большинство родителей понимают, что общепринятая система оценивания травмирует ребенка. Я считаю, что задача школы – найти инструменты, которые дадут родителям обратную связь.

Мы в школе используем табель характера, в котором оцениваем сильные качества ребенка.

В табель входит перечень качеств, например, энергичность, стойкость, самоконтроль, оптимизм, эмоциональный интеллект, любознательность. 

Чему нужно учить детей, чтобы подготовить их к вызовам будущего?

Нужно развивать у детей навыки, благодаря которым они смогут жить в мире будущего, как бы он не выглядел. Среди этих навыков: критическое и креативное мышление, умение работать в команде, оптимизм, чувство юмора, умение ошибаться и справляться с трудностями.

В школе мы делаем упор на ненасильственное общение и эмоциональный интеллект, то есть умение видеть и принимать эмоции других. Этому мы учим не только детей, но и наших тьюторов, учителей и родителей.

Как вы готовите своих учителей и тьюторов?

Наши учителя проходят специальное обучение, чтобы стать для детей партнерами и друзьями. Когда между учителем и ребенком устанавливается эмоциональная связь, ребенок усваивает больше информации.

Стоит ли родителям ждать изменений в украинской системе образования?

Да, конечно. В нашей стране появляется много проектов, которые дают огромный импульс к изменениям. Но родители тоже должны брать инициативу в свои руки и меняться.

 

DEC life school

Количество учеников: до 50 человек.

Возрастные группы детей (2017-2018 учебный год): 6-8 лет, 8-10 лет, 10-12 лет.

Стоимость обучения: 25 000 грн в месяц.

Аттестация учеников: в школе «Оптима».

 

Ирина Порецкая, "Освіта Нова"

Поширити у соц. мережах: