Перед вами глава «Consensual Learning» из книги Блейка Боулза (Blake Boles), эксперта по вопросам самонаправленного обучения подростков, The Art of Self-Directed Learning: 23 Tips for Giving Yourself an Unconventional Education, опубликованная humaneducation.

Сразу же после окончания колледжа я записался на курсы санитаров скорой помощи. Мне очень хотелось поскорей получить конкретные прикладные навыки после 16 лет сидения за партой.

Я надеялся, что курс начнётся с самого интересного. Например с того, как остановить сильное артериальное кровотечение или как правильно вставить ручку в трахею, чтобы человек мог дышать или как наложить шину при переломе бедра.

Но первое занятие было про согласие.

Я узнал, что санитары скорой помощи, которые не задумываются о согласии, могут наломать немало дров. Приехать на место ДТП и начать сразу же перетаскивать людей в скорую — и серьезно навредить кому-нибудь с травмой спины. Начать лечить ребёнка без согласия родителей и вляпаться в огромные неприятности.

Базовый принцип звучит так: «Получи согласие, потом помогай». Потому что без согласия ты можешь навредить вместо помощи.

После этого занятия я вспомнил все свои 12 лет в школе и задумался. В моей школьной жизни безусловно было немало добросердечных людей с самыми лучшими намерениями, НО кто-нибудь хоть когда-нибудь спрашивал о моём согласии? Кто-нибудь задавал и серьезно обсуждал со мной такие вопросы, как: «Хочешь ли ты вообще ходить в школу?», «Тебе нравится это домашнее задание? Ты готов его выполнить?», «Был ли для тебя ценен этот урок?», «А чем бы ты занялся вместо того, чтобы скучать?».

Тогда я понял, что школа — это не то место, где можно научиться культуре согласия. Это очень грустный факт, особенно учитывая, что согласие — основа всех здоровых отношений и здоровых сообществ, которые я знаю. Я понимаю согласие (или консент) так:

  • Я понимаю, на что я соглашаюсь;
  • Я знаю, что есть другие варианты и знаю, что это за варианты;
  • Я говорю «Да» и у меня всегда есть право сказать «Нет».

Приведу пример. Представим, что вы хотите записаться на кулинарный курс. Ваше полноценное согласие в этом случае будет означать, что вы внимательно прочитали описание курса, ознакомились с отзывами, сравнили этот курс с другими и разобрались с процедурой возврата средств.

После всего этого вы готовы принять взвешенное, обоснованное решение об участии в кулинарном курсе и при этом оставляете за собой право уйти с курса.

Теперь представьте, что вы применяете этот принцип к каждой образовательной ситуации в вашей жизни. Именно так и выглядит ежедневный труд «самообразованца».

Самонаправленный выпускник старшей школы не просто поступает в «самый лучший ВУЗ» из тех вариантов, которые ему подходят. Он посещает разные вузы, договаривается о встречах и беседует с преподавателями, переписывается с со студентами и находит информацию о выпускниках.

Он рассматривает не один, а несколько разных вузов. Он рассматривает вариант «не поступать вообще». А поступив, не забывает о том, что всегда может поменять факультет или совсем уйти из вуза, если это потребуется.


Читайте також

Самонаправленный подросток-хоумскулер не живёт с мыслью о том, что его родителям виднее и что если во всём следовать их советам, он автоматически добьётся успеха. Он как можно раньше начинает брать на себя ответственность за своё образование. Он использует книги, интернет, разговоры с людьми, чтобы искать информацию, которая поможет ему принять взвешенное решение. Если учебный план, который предлагают родители, перестаёт совпадать с его интересами, то он ставит свои интересы в приоритет. Если ему захочется попробовать походить в школу, то он может предложить это в качестве эксперимента. Он чувствует себя активным участником, а не пассивной фигурой в процессе собственного образования.

Самонаправленный родитель, который хотел бы, что бы его ребенок играл на скрипке, не просто записывает его на занятия. Он объясняет ребенку свою позицию, например так: «Я бы хотела, чтобы ты понимал ценность музыки». Он предлагает другие занятия, которые могут помочь ребенку развить то же качество: уроки игры на гитаре, занятия по электронной музыке, абонемент в концертный зал. Он четко формулирует свои ожидания: «Я бы хотел, чтобы ты качественно занимался три раза в неделю». Он делает так, чтобы у ребенка была возможность всё обдумать, взвесить разные варианты и дать ответ.

Он не заставляет, не хитрит, и не шантажирует. Он относится к своему ребенку, как к будущему взрослому и поэтому когда ребенок говорит «Нет» — это значит нет. А если у взрослого совсем сдают нервы — идёт и записывается на курсы скрипки сам, чтобы подать пример.

Клайв Льюис писал:

Из всех тираний, та, что существует ради блага собственных жертв, скорее всего окажется наиболее деспотичной.

Образование — не исключение.

Приєднуйтесь до нашої сторінки і групи у Фейсбуці, спільнот у Viber та Telegram