Анна Козлова – навигатор, помогающая самоопределиться подросткам и взрослым, поделилась на своей странице в Фейсбуке своим мнением о том, когда ребенок готов принимать решения относительно своего образования самостоятельно.
На днях слушала вебинар о том, какую пользу навигаторы и тьюторы могут принести детям и родителям на семейном образовании.
В разговоре и в чате был поднят один насущный вопрос: насколько ребенок готов принимать решения самостоятельно? Насколько он может отвечать сам за своё образование, если у него лобные доли не сформировались и прочая возрастная психология?
И это высвечивает обычное противостояние «самонаправленное vs прогрессивное образование». Сторонники самонаправленного верят в то, что ребенок сразу всё может сам и ему нужно предоставить максимальную свободу выбора; а прогрессивщики — в то, что свобода это прекрасно, но нужно выдавать её постепенно в соответствии с возрастом.
Вопрос, следовательно, в том, на что опираться родителям?
У меня давно есть мнение, и пришла пора его высказать.
Родителям нужно опираться на:
а) себя
б) ребенка
…
щ) и только через много букв алфавита — на возрастную психологию и прочие «как правильно, как нормально, как должно быть».
Родителям нужно прочитать лучшую в мире книгу о детях «Саммерхилл. Воспитание свободой» Александра Нилла. Не только ради описания школы Саммерхилл, но главным образом ради того взгляда на родительство, который предлагает автор.
Нилл говорит: ребенок изначально прекрасен и светел. Пора выкинуть из головы христианские постулаты о первородном грехе и увидеть человека хорошим. (От себя добавлю — а ещё неплохо бы пройти путь к тому, чтобы увидеть хорошим самого себя).
И всё. После этого я рекомендую несколько лет ничего про воспитание не читать, а взращивать внутри себя идею о прекрасности ребенка и видеть его таким.
Почему это так важно? Потому что ребенок очень тонко чувствует, чего от него ожидают, и как будто врастает в ту картинку, которую — осознанно или нет — рисуют его родители. И с безграничной верой в его внутренний свет, его способности и потенциал вне зависимости от возраста — он и растёт с чувством, что он хороший, что ничто не мешает ему творить и познавать мир без границ.
И вот когда эта гуманистическая картинка станет железнобетонной опорой семьи — тогда можно идти дальше. Тогда можно погрузиться в возрастную психологию, бихевиоризм, нейрофизиологию и всё что угодно. Можно усложнять свою картину мира, видеть нюансы и оттенки происходящего с ребенком, быть мудрым наставником, который знает теорию и помогает ребенку идти его жизненный путь наилучшим образом, поддерживая и направляя в нужных ситуациях.
Но к этому моменту у родителя с ребенком должен быть хороший контакт и много, много любви и доверия. Иначе все эти прекрасные знания и инструменты станут просто молотом, разрушающим душу всех участников процесса.
Возьмём, например, «К 7 годам ведущая деятельность ребенка сменяется от игровой к учебной».
Как на это отреагирует родитель в контакте с ребенком и с верой в него? «Ну, где-то примерно в 7 лет у него сместится фокус внимания. Интересно, как это будет? Понаблюдаю. Конечно, это не значит, что он перестанет играть. Но в его сознании появится что-то новое. Посмотрю, как это будет происходить, и постараюсь помочь ему наилучшим образом».
Как на это отреагирует родитель без гуманистического фундамента? «Какого черта он играет? Ведь написано же было, что ведущая деятельность — учебная! Значит он должен начать учиться? Тогда почему он не хочет делать задания? Ёлки-палки, с ним что-то не так. Он плохой / надо его чинить».
Вот были раньше всякие тайные общества, где определенные знания ученик получал только после длительной подготовки. Вот и со всеми этими правилами про детей то же самое. Сначала — человек. Потом — всё остальное. Не плохое и не хорошее, просто уместное или неуместное.
Возвращаясь к вопросу — насколько ребенок может брать на себя ответственность за своё образование? Я так скажу: если вы ищете ответ вне своей семьи — вы ищете его не там.
(Что совсем не отменяет того, что если вам нужна помощь, то можно и здорово обратиться к тьютору или навигатору. Он поможет навести недостающие мосты).
Источник фото goodfon
Приєднуйтесь до нашої сторінки і групи у Фейсбуці, спільнот у Viber та Telegram