Понимание самого себя к ребенку приходит с ответами на вопросы «Кто я?», «Почему именно я?», «Что мне (не) нравится?», «В чем мои сильные и слабые стороны?». Взрослым (учителям и родителям) необходимо показывать способы определения своего пути, а не накладывать на ребенка свое видение его жизни. В таких поисках самоопределения прекрасно подойдет японская концепция икигай.
Икигай – это целостный философский подход, который показывает как можно жить счастливой и наполненной смыслом жизнью. В переводе с японского икигай (ики – жить, гаи – причина) – смысл жизни или, другими словами, то, что помогает определиться со своим собственным смыслом жизни и идти вдохновленным и осознанным жизненным путем.
Иллюстратор Марк Винн попытался изобразить всю суть этого подхода в диаграмме. В ней видно, как именно человек может жить со смыслом, при условии, что осознает себя в таких вещах как страсть, работа, призвание и миссия. Для такого определения важно откровенно и честно ответить себе всего на четыре вопроса:
Что я люблю делать? Что я умею делать хорошо? За что я могу получать оплату? Что необходимо миру?Давайте теперь несколько подробнее разберем каждый из этих четырех вопросов и поисследуем, как их можно использовать в нашей жизни.
Будьте мудры и благосклонны к детям, предоставляйте им пространство развития и реализации их увлечений. В альтернативных школах это делается з счет множества студий. Остальным же стоит это сделать за счет внешкольных занятий из сферы интересов ребенка. Важно, чтобы у ребенка было проектное обучение, при котором знания можно использовать сразут на практике.
Родителям стоит чаще задавать вопросы ребенку о том, что ему нравится делать, чем заниматься, что вызывает неподдельный интерес. Спросите его, занимаясь каким делом ваш ребенок чувствует состояние потока. Если у ребенка уже и так плотное расписание: школа, спорт, дополнительные занятия по английскому, это не должно исключать возможности попробовать рисование или танцы.
Родители по этому поводу всегда испытывают волнения, что мол, ребенок, попробовав одно, сразу переходит к другому, и в итоге получается, что нигде не преуспел. А результат конечной деятельности важен, он дает чувство завершенности. Поговорите с ребенком о том, что смена занятий возможна по достижению осязаемого результата – участия в соревнованиях, конкурсе, олимпиаде, фестивале и т. п. Только не выбирайте за него и старайтесь не переживать, если ребенок откажется от того, что по душе лично вам.
Чтобы помочь ребенку в поиске ответа на этот вопрос, приучите их к тому, чтобы все достижения и результаты были отмечены (даже маленькие и незначительные) – грамоты, сертификаты, оценки, рефлексия о том, что мог когда-то и что сейчас и т. д. Начните с анализа дня, что было хорошего, неприятного, какие были успехи/неуспехи, делитесь своими наблюдениями о его прогрессе.
Научите ребенка быть благодарным себе и другим за достижения и проделанную работу. Такая практика поможет ему впоследствии различать, что же получается делать действительно хорошо. Особенное внимание обратите на фиксацию малых шагов и успехов. Для нашего менталитела характерно выделять только значимые достижения, но не отмечая маленькие успехи, мы обесцениваем все приложенные усилия ребенка.
Читайте также Кто такой навигатор, или 5 способов помочь ребенку с самоопределением
Серьезно заниматься этим вопросом имеет смысл, начиная с 6-7 класса. Но если в игровой форме, то и с более младшими детьми. Дети 3-5 классов уже играют в бизнес и создают что-то своими руками (браслеты, мыльные букеты, слаймы и т. д.) для продажи одноклассникам или на торговых площадках.
Будьте детям не только родителем, но и ментором. Изучайте виместе с ребенком ту сферу, которая ему интересна, поддерживайте его ти ищите вместе с ним возможности. Это и ваши отношения укрепит и придст заряд мотивации ребенку.
Попутно рассказывайте истории. из своей жизни – успешные и не очень, как справлялись с трудностями и решали возникшие на пути к ели препятствия. Альтернативные школы проводят для детенй профориентацию, но если ваш ребенок посещает коммунальную школу, итщите сами возмодножности познакомить ребенка с той или иной профессией.
Детям бывает трудно осознать себя как частицу огромного мира, но это не значит, что происходящие ситуации их не интересуют. У детей могут возникать различные идеи и мысли, они могут переживать разные состояния от услышанных новостей. Обсуждайте с детьми новости и проблемы современности, в первую очередь те, что их волнуют. Изучайте устройство жизни других культур и наций, это отлично расширяет кругозор.
Пусть непродолжительные беседы в течение дня о произошедшем в мире – новостях, событиях в мире науки, техники и искусства, открытиях – станут неотъемлемой частью вашей семейной жизни.
• В месте пересечения ответов на вопросы «Что я люблю делать?» и «Что я умею делать хорошо?» вы найдете свою страсть.
• В месте пересечения ответов на вопросы «Что я умею делать хорошо?» и «За что я могу получать оплату?» вы найдете профессию.
• В месте пересечения ответов на вопросы «За что я могу получать оплату?» и «Что необходимо миру?» вы найдете призвание.
• В месте пересечения ответов на вопросы «Что необходимо миру?» и «Что я люблю делать?» – вы найдете миссию.
То, что нравится ребенку делать вырастает в то, чем он может быть полезен для мира. Это дает понимание миссии, смысла жизни и того, зачем нужно просыпаться по утрам.
Как родитель попробуйте найти свой икигай и расскажите о нем ребенку. Такой подход будет весьма полезным, когда придет время выбора вуза и самоопределения в жизни. И если такой процесс вам понравится и вы действительно примете его в свою семью, используйте раз в год икигай-сессии, на которых вы будет отмечать прогресс личный и ребенка.
Если заинтересовала тема, обратите свое внимание на такие книги, как
Икигай. Смысл жизни по-японски, Кен Моги
Найти свой икигай. Жизнь в гармонии с собой, Кристи Ванбремерш
Икигай. Японский секрет долгой и счастливой жизни, Ектор Гарсиа
Икигай. Моя программа, Каролин де Сюрани
Джерело фото pixabay
Приєднуйтесь до нашої сторінки і групи у Фейсбуці, спільнот у Viber та Telegram