Osvitanova.com.ua


 

Быстро и эффективно учиться трудным вещам — это навык. Да-да, мы можем научиться учиться, и тогда освоить любое дело — будь то китайский язык, статистический анализ или организация вечеринок — станет проще. Скотт Янг, автор книги «Суперобучение», разработал план, который поможет превратить обучение в проект и выполнить его шаг за шагом. Выбирайте дело, которое вас привлекает, но кажется слишком сложным, — и испытайте этот план в действии.

Шаг 1. Проведите исследование

Первый шаг в любом проекте — это предварительное исследование. Не стоит сразу хвататься за учебники или приступать к упражнениям. Подготовительное исследование похоже на сбор чемодана для долгого путешествия: правильно уложив багаж, вы избежите многих неприятностей. Вот контрольный список «необходимого» для обучения.

1. Какую тему вы собираетесь изучать и насколько глубоко?

Ни один учебный проект невозможно начать, не выяснив, что вы хотите узнать. Если ваша цель инструментальная (начать бизнес, получить продвижение по службе, сделать исследование для статьи), важно также понимать ширину и глубину погружения в предмет.

Лучше начать с узкой области, которую потом можно будет расширить. «Освоить мандаринский китайский на уровне, достаточном для пятнадцатиминутной беседы на простые темы», — существенно более узкая задача, чем «Изучение китайского языка», которое подразумевает чтение, письмо, изучение истории и многое другое.

2. Какие ресурсы вы собираетесь использовать?

Ресурсами могут быть книги, видео, курсы, учебные пособия, руководства и даже люди, которые выступят в качестве наставников, тренеров и коллег. Решите, какой будет ваша отправная точка: «Я собираюсь прочитать и выполнить упражнения в книге по программированию на Python для начинающих» или «Я собираюсь попрактиковаться в рисовании, делая наброски». Определите, что вам потребуется, и найдите, купите, возьмите напрокат, зарезервируйте инструменты до начала работы.

3. Найдите подходящий пример

Для любого популярного навыка есть онлайн-форумы, где мастера делятся своими методиками. Установите, что сделали другие для освоения нужного вам навыка. Это не значит, что нужно точно повторить их путь, но так вы не упустите что-нибудь важное.

4. Практическая деятельность

Подумайте, где и как вы сможете применять полученный навык, и приступайте к этому как можно скорее. Если это невозможно в полной мере, найдите варианты, задействующие навык хотя бы частично.

5. Дополнительные материалы и упражнения

Подумайте, какие упражнения и дополнительные материалы вы можете добавить к основным. Например, если вы изучаете язык с репетитором, в свободное время можете смотреть фильмы или слушать песни на этом языке.

Шаг 2. Спланируйте время

Не обязательно выделять на обучение целые дни и недели — проект может быть успешным, даже если не окажется гиперинтенсивным. Но некоторых временных затрат он непременно потребует, поэтому лучше заранее решить, сколько часов вы готовы посвятить обучению.

Есть как минимум две веские причины, чтобы составить расписание загодя. Первая: вы установите приоритетность обучения перед другими занятиями. Вторая: обучение нередко разочаровывает, провоцируя заглянуть на Facebook или Netflix. Если заранее не отвести на занятия конкретного времени, вам будет сложнее сформировать мотивацию.

Когда вы собираетесь учиться? По воскресеньям? В будни до работы, поставив будильник на час раньше? Вечером после работы? Во время обеденных перерывов? Установите постоянный график, а не бросайтесь «в учебу», как только выдастся свободное время. Конечно, случайные занятия лучше чем ничего, но для их организации потребуется больше самодисциплины.

Определите продолжительность вашего проекта. Отдавайте предпочтение коротким обязательствам: проект на месяц меньше зависит от неожиданных перемен и ослабления мотивации, чем годовой. Если цель столь грандиозна, что ее явно не удастся реализовать в короткие сроки, разбейте проект на несколько меньших.

Шаг 3. Выполните план

Пора приступить к осуществлению плана. Ни один из придуманных вариантов не может быть совершенным, и результат ваших усилий в любом случае будет далек от идеала, установленного принципами суперобучения. Вам может показаться, что вы забываете уже освоенное или запоминаете, не понимая прочитанного. Все нормально. Почувствовав, что результат далек от идеала, вы сможете найти и внести в план нужные изменения.

Вот вопросы, которые надо задать себе, чтобы определить, не отдаляетесь ли вы от идеала.

1. Метаобучение. Узнал ли я предварительно типичные способы изучения этого предмета или получения навыка? Спросил ли мнение успешных учеников? Потратил ли около 10% времени проекта на предварительные исследования?

2. Фокусировка. Я сосредоточен, когда занимаюсь, или часто отвлекаюсь? Приходится ли мне пропускать или откладывать занятия? Когда я начинаю урок, сколько времени мне требуется на врабатывание? Как долго мне удается поддерживать сосредоточенность? Насколько остро мое внимание? Должно ли оно быть более концентрированным для интенсивности или более расфокусированным для творчества?

3. Целенаправленность. Формирую ли я навык так, как намерен его использовать? Как перенести узнанное в реальную жизнь?

4. Упражнения. Сосредоточен ли я на самых слабых местах своей деятельности? Что ограничивает мою скорость и замедляет прогресс? Как отработать самые сложные навыки?

5. Закрепление. Есть ли у меня какой-то способ самопроверки, или я просто предполагаю, что все запомнил? Могу ли я успешно объяснить то, что узнал вчера, на прошлой неделе, год назад?

6. Обратная связь. Получаю ли я честные отзывы о своей работе или пытаюсь избежать критики? Знаю ли я, что освоил хорошо, а что — нет? Правильно ли я использую обратную связь?

7. Запоминание. Есть ли у меня способ вспомнить выученное в долгосрочной перспективе? Что я делаю, чтобы информация хранилась в памяти дольше?

8. Интуиция. Глубоко ли я понимаю то, что изучаю, или просто вызубриваю? Могу ли я преподать идеи и процедуры, которые изучаю, кому-то еще? Понятно ли мне, почему то, что я изучаю, верно, или все это кажется случайным и не связанным между собой?

9. Экспериментирование. Не топчусь ли я на одном месте? Нужно ли пробовать новые подходы, чтобы достичь цели? Как выйти за рамки овладения основами, создать уникальный стиль творческого решения проблем и заняться тем, что другие не исследовали раньше?

Шаг 4. Проанализируйте результаты

После завершения проекта или во время паузы потратьте немного времени на анализ. Что было правильно? Что пошло не так? Что надо сделать в следующий раз, чтобы не повторить прежних ошибок?

Анализировать следует и удавшиеся проекты, и те, которые не оправдали ваших надежд. Цель суперобучения, как и любого самообразования, заключается не только в изучении одного предмета, но и в улучшении общего процесса обучения. Каждый проект можно доработать, чтобы улучшить следующий за ним.

Шаг 5. Поддержите то, чему вы научились

Если не начать использовать навык или знания на практике, они, скорее всего, быстро потеряются. Как вы собираетесь применить полученный навык? Определитесь с этим сразу после окончания обучения и практикуйтесь, чтобы закрепить и усовершенствовать новые знания.

По материалам книги «Суперобучение»

Джерело фото pexels

Приєднуйтесь до нашої сторінки і групи у Фейсбуці, спільнот у Viber та Telegram

Поширити у соц. мережах: