Osvitanova.com.ua

Педагог школы Wunderpark International School Оксана Белых рассказывает, как с помощью личного дневника развить устную речь, память и самосознание дошкольника.

Мы ведём личные дневники, чтобы зафиксировать события, посмотреть на них со стороны, а позже — вернуться к записям и отрефлексировать, как меняется наше отношение к произошедшему. Психологи давно используют в практике нарративный подход — записанное за пациентом повествование, его рассказ слово в слово. Этот приём позволяет со стороны взглянуть на события и переоценить их.

Учёные исследовали, что дневник развивает память, речь, повышает самосознание и включает автобиографическую память. Чем раньше ребёнок начинает анализировать свои мысли и искать подходящие слова для их выражения, тем лучше формируется способность к самоконтролю.

Ведение дневника у дошкольников выполняет когнитивную, рефлективную и терапевтическую функции. Для пятилеток характерно выражение тревог и описание конфликтных ситуаций на уровне констатации фактов: «Сегодня был хороший день», «Сегодня я вёл себя плохо». Ребёнок постарше начинает искать причинно-следственные связи, осознавать себя и своё место в системе значимых отношений. Также дневник может помочь ребёнку 5-7 лет научиться следить за речью и грамотно выражать мысли.

Детский «личный дневник»: инструкция для родителей


1. Подготовьте пространство
Чтобы закрепить привычку к дневнику, понадобится как минимум 21 день. Каждый вечер, с редкими пропусками, нужно записывать рассказ ребёнка о том, как прошёл день. Подготовьте достаточно толстый блокнот, под рукой должна быть пишущая ручка. Если в доме в нужный момент не найдётся ничего пишущего, вы отложите запись и не выполните задание.

Выполняйте задание в одно и то же время. Нужно создать ежевечерний ритуал, который будет приятен и вам, и ребёнку. Уединитесь, сядьте напротив друг друга, можно приглушить свет. Никто не должен отвлекать, нужно добиться атмосферы спокойствия и доверия. Родителям тоже требуется настрой и вдохновение после долгого дня. Можно сделать «шалаш», повесить туда фонарики.

2. Записывайте слово в слово
Задание одно: ребёнок должен описать свой день, рассказать, что интересного произошло в течение дня. Вам нужно записывать всё, о чём он расскажет.

В идеале ребёнок последовательно описывает день, но поначалу, он, скорее всего, будет перескакивать от одного события к другому, тянуть слова, использовать много междометий и указательных слов: «ну», «это», «как его», «блин». Записывайте каждое слово, не старайтесь «пригладить» рассказ. Озвученный и записанный поток сознания — фундамент мыслей ребёнка, на котором он будет строить грамотную и связную речь. Это будут его стиль мышления и его собственные рассуждения.

«Выключите» родителя, попробуйте побыть секретарём при ребёнке — максимально точно записать слова своего «шефа», не упуская ни одной детали. Можно задавать наводящие вопросы, но не подталкивать к правильному, на ваш взгляд, ответу. Если вы провели весь день вместе, то всё равно по-разному оцениваете события.

Не смейтесь над рассказом, даже если он вас умиляет, не раздражайтесь, если ребёнок говорит не то, чего вы ждёте, не поправляйте.

3. Спрашивайте о важном
Если ребёнок не рассказал о чём-то важном, то в конце можно задать вопрос на эту тему: «А помнишь, что сегодня мы навещали бабушку? Можешь рассказать, как это было?» Со временем и с практикой ребёнок научится отделять главное от второстепенного. Но в первую очередь он проговаривает то, что ему действительно важно.

Обязательно ставьте дату, можете записать и день недели: так, перечитывая дневничок спустя несколько лет, будет легче воссоздать события того дня.

После упражнения — никаких оценок
Записав рассказ, предложите ребёнку послушать, что получилось. Читайте всё, что записали, все «э-э-э», «ну, мам», «короче». В этих моментах можно вместе посмеяться и между прочим заметить, что без этих слов и выражений рассказ получился бы более связным: «Представляешь, если бы это была книга о твоей жизни, читателям, наверное, было бы забавно встретить такие слова. Может быть, завтра получится обойтись без них».

Не возвращайтесь к вчерашнему рассказу на следующий день, если ребёнок сам не попросит.

Не обсуждайте с другими записи, по крайней мере при ребёнке.

Со временем ребёнок станет более изобретательным — может начать обращаться к вымышленным слушателям и читателям: «Дорогие мальчики и девочки, а теперь пора спать, мы заканчиваем свой рассказ!» Многих детей веселит этот приём, когда мама читает записанное вслух.

Ещё одна важная цель упражнения — общение по душам. Немногим удаётся поговорить с ребёнком «просто так» в течение дня, выслушать его. Обычно, наоборот, дети слушают наши указания, соображения и получают готовые знания.

Эти 15 минут — время, когда вы перестаёте быть наставляющим взрослым и «включаете» слушателя

Сколько будет записей в дневнике — решать вам двоим. Если делать записи регулярно, то у ребёнка не только сохранится интерес, но и появится желание записать какое-то яркое событие, о чем он сам напомнит. Научившись писать, возможно, он продолжит ведение дневника.

Отзывы родителей: отношения стали лучше, дети — наблюдательнее
Несколько семей с детьми 5–6 лет приняли участие в эксперименте с ведением дневника. Оказалось, для детей очень важно, чтобы записывали всё дословно. Большинство родители отметили, как изменился рассказ детей: со временем они начали тщательнее выбирать тему, соблюдать хронологию, добавлять красочные детали и следить за словами-паразитами.

Одна из бабушек отметила, что внучка стала более наблюдательна в жизни, а во время записи событий более избирательна в описании самого важного. Мама другого мальчика отметила, как улучшилась память и появилось внимание к деталям.

Мама четырёхлетней Есении отметила, что дочке «полезно было осознать важность сказанного слова: его могут не только один раз услышать, но и много раз повторить», появилось более внимательное отношение к речи.

Многие заметили, как важно ребёнку видеть, что родителям интересно всё, что с ним происходит, его переживания и эмоции: «Для ребёнка важен этот час особого внимания, когда его слушают без назидания и оценки. В это время родитель только твой, ему можно рассказать абсолютно всё».

Что понравилось родителям
«Время, проведённое вместе. Важно было узнать, что происходит с ребёнком: дочка больше открывалась, и разговор получался глубже. Специально для записи она „доставала“ эмоции и переживания, которыми обычно не делится. Получилось с другой стороны посмотреть на её характер».
«Важен был контакт с ребёнком, обычно его не хватает: больше внимания на то, чтобы обуть, одеть, накормить, сводить на тренировку. На общение времени не остаётся. Это были наши 10–20 минут!»
«Я обратила внимание на события, эмоции, впечатления, которым ребёнок придаёт значение. Узнала, какие из них для него хорошие, а какие плохие».
«Это возможность откровенно и искренне рассказать о своих мыслях и чувствах не только для ребёнка, но и для меня».
Многие родители захотели продолжать вести дневник ребёнка: «Дневник открыл, что день дочки строится не из череды событий, а из череды удивлений, переживаний, открытий. Это летопись её жизни, начало её истории».

Приєднуйтесь до нашої сторінки і групи у Фейсбуці, спільнот у Viber та Telegram

Поширити у соц. мережах: