Входя в новую для себя социальную роль (родитель), мы приносим в неё свой детский и жизненный опыт, установки, взгляды и ценности. И в основном реагируем на ребёнка, исходя из нашего «бэкграунда», того, чему нас учили и как на нас реагировали наши родители.
Как думаете, все то, что было «правильно» в нашем детстве, будет по-прежнему актуально для наших детей?
Речь сейчас не про честность и доброту. А про исполнительность, тишину, спокойствие, безинициативность (не суйся куда не просят) и т. д.? Именно эти качества были правильными в нашем советском детстве (постсоветском тоже).
Приведу конкретные кейсы того, что я имею ввиду:
Ребёнок шумит на улице/громко смеётся в общественном месте, а родитель его прерывает, краснея: «Тише! Не позорь меня!», вместо того, чтобы дать ребёнку посмеяться, выразить свои чувства и порадоваться вместе.
Такими действиями взрослые:
❌Запрещают ребёнку быть собой, провоцируя страх проявить себя.
Ребёнок не слушается, капризничает, а взрослые сразу думают о воспитании: «Какой ты невоспитанный у нас». Вместо того, чтобы разобраться в причинах.
❌Запрет на чувства и отстаивание своей позиции.
Ребёнок в гостях активно изучает игрушки/помещение. Трогает все... а родителям стыдно за эту непрошенн ую активность, и они говорят: «Не делай этого без разрешения!/Перестань./Сначала спроси у меня./Как тебе не стыдно».
❌Запрет быть самостоятельным. Провоцируется робость и неуверенность в себе.
А ещё бывает стыдно, когда ребёнок не соответствует ожиданиям:
- не так красиво пишет,
- не такой высокий, умный, спортивный;
- паясничает, разговаривает с набитым ртом или просто громкий...
В общем, стыд накрывает по разному:
- из-за установок, внушённых нам в детстве (не высовывайся, не имей своего мнения и т. д.;
- из-за собственных ожиданий и столкновений с реальностью (которая может не соответствовать).
Вот только стыдно нам взрослым, а страдает ребёнок. Ведь мы не просто сами один на один живем и работаем с этим чувством, мы хотим поскорее от него избавиться, да так, чтобы не возвращалось! Лучшего способа сделать это, как сказать ребёнку о том, что он делает «что-то не так», мы не знаем.
❌Останавливаем каждый раз, когда плачет:
«Ты же мальчик, как тебе не стыдно».
❌Ругаем каждый раз, когда громко разговаривает в общественном месте:
«Тише, чего ты орешь? На тебя же все смотрят».
❌Стыдим за неправильно нарисованное солнышко:
«Ну какое это солнышко! Оно же желтое, а ты нарисовал/а зелёное».
💔Каждый раз, показывая ребёнку, что нам за него стыдно, мы:
а) оказываемся не «заодно», а против него (ребёнок стрессует, волнуется);
б) занижаем его самооценку (осуждение родителя сильно «бьет»);
в) тормозим органичное развитие ребёнка (стыд, вина, позор ещё никогда не были стимулирующими к познанию или творению чувствами).
Стыд – это не про развитие, стыд – это про то, что обо мне подумают другие.
Да, мы живем в обществе, в котором есть правила и нормы и можно подумать, что именно чувство социального стыда останавливает человека от аморальных поступков, но это не так и это уже немного другая история. Обещаю, что обязательно коснусь этой темы, если она интересна.
А главная мысль данного поста такая – «Давайте перестанем стыдить детей».
Давайте научимся отделять наши собственные страхи или то, что было принято в нашем детстве (особенно в детстве советского или постсоветского пространства, когда любая инициатива, непохожесть были неприемлемы).
Времена изменились, общество тоже. Или все же нет? И исполнительность (послушание, повиновение), и сдержанность (не кричать, не плакать, особенно в общественных местах) лучшие качества для современного человека? Что думаете?
Якщо ви зареєстрований користувач і хочете додати коментар то вам потрібно увійти, або ви можете додати коментар нижче анонімно.