Ирина Смирнова
автор блога об истории искусства и настольных игр с картинами Pickart

Когда я начала рассказывать об историях картин и художниках, привлекая внимание к своим настольным играм об искусстве Pickartgame, быстро поняла, что многие взрослые боятся «учености» этой темы. Они избегают ее из страха сесть в лужу, показывая, что не знают чего-то, что «должен знать каждый».

Возможно, это было оправдано лет 150 назад, когда предметы искусства и разговоры о них считались привилегией элиты. Но не сейчас, когда написано столько понятных и увлекательных книг, в которых дипломированные искусствоведы не стесняются признать, что им и самим не все ясно и с новым, и со старым искусством. При этом они простыми словами говорят о том, в чем сами успели разобраться.

Не бійтесь галерей

Грейсон Перри, «ArtHuss»

Книга будет интересна всем, кто хоть раз задавался вопросом: «Почему современное искусство такое непонятное?» Автор предлагает небольшой экскурс в историю искусства, прежде чем приоткрыть завесу мира галерей и аукционов. Свои рассуждения он сопровождает байками из жизни художников с изрядной долей самоиронии, а текст сопровождают цветные карикатуры со смешными подписями. Так что пафос, который навязывают теме обыватели, слетает в самом начале.

Что такое красота? Чего публика ждет от искусства? Почему ее вкусы так сформировались? Кто решает, сколько стоит картина и можно ли повесить ее в музее? Что вообще называется искусством и что делает его хорошим или плохим? Перри доступно объясняет все это и попутно касается общечеловеческих тем, заставляя покопаться в себе и своем восприятии действительности.

Призыв автора, сформулированный в заглавии, оправдан: дочитывая последнюю страницу, понимаешь, что не нужно бояться галерей, даже если что-то осталось непонятным. Отправить вас на поиски ответа на вопрос о странностях современного искусства – и есть задача художника. И это увлекательное путешествие, особенно когда есть карта.

Если вы думали, что старое искусство гораздо проще воспринимать, чем новое, после этой книги поймете, что ошибались. «Описания неочевидного» — сборник эссе о толковании картин. Эссе написаны в форме размышлений Арасса, адресованных его студентам, оттого он позволяет себе разговорные обороты, подшучивает над читателем и над собой. А неожиданная фраза «Не притворяйтесь удивленной!» застала меня врасплох и создала полный эффект присутствия собеседника.

Самым ценным мне показалось, что историк искусства не заявляет категорично, как следует трактовать символику картин 500-летней давности. Опираясь на исторический контекст, известную иконографию и свою «насмотренность», он размышляет о том, как можно объяснить тот или иной образ. Иногда автор хвалит собственные идеи, иногда называет их банальными, но всегда предупреждает, где его гипотеза, а где общепринятая теория. По мере распутывания каждой из загадок Арасс успевает изложить массу интересных сведений об эпохе и ее художниках.

Во время чтения приходится то и дело возвращаться к репродукциям, чтобы отслеживать мысль Арасса. От этого ценность долгого рассматривания одной и той же картины возрастает. После этого опыта хочется больше времени уделять каждому отдельному экспонату музея (скорее бы они открылись для посещений!).

Омерзительное искусство. Юмор и хоррор в шедеврах живописи

Софья Багдасарова, «Бомбора»

Это чтиво поможет решить сразу две проблемы. В первую очередь, читатель избавится от иллюзии, будто все старые красивые картины рассказывают о чем-то прекрасном. Даже если не брать в расчет произведения, посвященные страданиям святых, остается масса полотен с «неприятным» подтекстом: сексуальные извращения, насилия, убийства – и все это об отношениях древнегреческих богов и героев мифов.
Соответственно, отсюда получаем выгоду №2 – книга напомнит читателю наиболее распространённые сюжеты античной мифологии, а многие из них, стыдливо не вошедшие в школьную программу, кому-то откроются впервые.

Но Багдасарова не ограничивается пересказом мифов, а предлагает проследить, как менялось их восприятие в разное время, как художники их визуализировали и даже использовали в корыстных целях. Например, Микеланджело изобразил докучливого критика в абсолютно неприглядном образе, который, конечно, его современники легко считали.

Стиль книги можно назвать «блогерским», примерно так же бойко автор пишет и в своем ЖЖ. От этого искусствоведение перестает казаться скучным и недоступным.

Двойная жизнь Вермеера

Луиджи Гуарньери, «КоЛибри»

Нон-фикшн, который читается как детектив. Это история величайшего фальсификатора ХХ века, голландского художника Хенрика ван Меегерена, прославившегося благодаря громкому судебному процессу сразу после окончания Второй мировой войны. Ван Меегерен не понимал и ненавидел новое искусство и отчасти поэтому занялся подделыванием старых картин.

В книге не только описывается путь художника-мошенника, который заработал славу национального героя в Нидерландах, в ней показаны портреты других исторических личностей. В первую очередь – представителя Золотого века голландской живописи Яна Вермеера, работы которого подделывал ван Меегерен. О Вермеере известно очень мало, все доступные факты его биографии Гуарньери привел в своем исследовании.

Третья персона, которой автор уделил особое внимание, – нацистский босс Герман Геринг. Он оказался самым крупным и роковым покупателем ван Меегерена. Отдельная глава посвящена страсти Геринга к произведениям искусства и последним дням его жизни.

Зрозуміти комікси

Скотт Макклауд, «Рідна мова»

Казалось бы, где комиксы, а где шедевры мировой живописи? Большинству из нас истории в картинках кажутся примитивными и не имеющими отношения к искусству. Сочинение Макклауда не только поможет справиться с этим стереотипом, но и лучше понять произведения современных художников.

Скотт Макклауд провел настоящее исследование, несмотря на то, что оно оформлено в виде комикса. Раскладывая по полочкам «биографию» комиксов, он рассказал о письменных памятниках древних цивилизаций, смене тенденций в изобразительном искусстве, психологии восприятия и многом другом.

Именно благодаря формату комикса, читатель наглядно может убедиться в логичности перехода искусства от фигуративности к абстракции. Макклауд иллюстрирует свои мысли в различной технике, переходя от реалистичных изображений и удачных стилизаций узнаваемых шедевров к схематичным рисункам и кубистическим композициям. Это действительно удачное пособие для изучения окружающей нас визуальной культуры.