Основная проблема современного образования — развитие творческих способностей учащихся — обусловлена, на мой взгляд, двумя основными причинами.
Первая из них — падение интереса к учебе.
Вторая – противоречие между всевозрастающей сложностью и насыщенностью школьной программы, постоянно увеличивающимся уровнем требований и способностью учеников освоить весь объем предлагаемых ему сведений. А если ребенок способный, легко осваивает программу, то часто теряется, оказавшись в нестандартной ситуации.
Нестандартные способы и приемы не могут повторяться каждый день, так как теряется обучающая функция урока, которая состоит именно в выработке привычки к тому или иному виду деятельности.
Учитель же должен балансировать между стандартным и нестандартным.
Инструкция
Прием, который позволяет не только получить новые знания, но и тут же их закрепить. Ведь инструкция – это свод правил, устанавливающих порядок и способ осуществления, исполнения чего-либо.
- Учитель может предложить текст инструкции на уроке (работаем с функциональным чтением в данном случае) и отработать, например, тему “односоставные предложения”, наклонения глаголов, порядок действий.
- Учитель может предложить учащимся составить инструкции самостоятельно и отработать такую тему как “Аргументация в тексте”, стили речи.
Например, написать себе инструкцию по запоминанию стихотворения, или инструкцию по написанию сочинения.
Опрос
- При фронтальном опросе вопросы следует задавать так: конкретный вопрос – пауза три секунды – имя ученика.
Например, “Какие глаголы следует употреблять при написании инструкций?” – пауза – “Никита”.
Ученик с языковыми проблемами подумает о значении вопроса и сформулирует ответ.
Учителя часто попадают в ситуацию, когда на поставленный вопрос, ученик отвечает совсем не то, что учитель хочет услышать. Почему это происходит?
Варианты со стороны ученика:
*не слышал вопрос,
*не знает ответа,
*не понял вопроса.
Не следует вопросом заставлять детей защищаться. При соответствующей интонации любой вопрос, начинающийся со слова «почему», воспринимается как стремление поставить ученика в ситуацию оправдывающегося.
- Вопрос должен быть понятен. Для этого вопрос должен соответствовать возрастному развитию ученика. В младших классах мы не должны, например, вставлять фразы вроде «Каковы мотивы…» или «Существенными признаками…» и т.п.
- Конструкция вопроса должна быть как можно проще, то есть в нем не должно быть ненужных слов и оборотов, затрудняющих понимание сути, а также следует стремиться избегать длинных предложений.
- Ученики предпочитают вопросы открытого типа, на которые можно дать различные ответы, а не только правильные или неправильные. Такой подход к вопросам поощряет их проверять и развивать свои идеи, критически анализировать пройденный материал. Вопросы открытого типа начинаются словами «что», «как» или «мог”.
- Используйте “Ромашку Блума”.
- Один из приёмов, который помогает «разговорить» аудиторию: задав вопрос, предложите сначала обсудить его с соседом, а уже потом высказаться публично, если это необходимо по вашему замыслу.
- Постарайтесь заменить в своей лексике утвердительную фразу «Это значит, что…» на вопросительные «Интересно, а может ли это значить…» Чем больше вы произносите фраз, не оставляющих сомнений в вашей трактовке материала, тем больше ученики боятся дать «неправильный» ответ.
Синквейн
В переводе с французского означает стихотворение, состоящее из 5 строк, которое пишется по определенным правилам. Составление синквейна требует от учащегося умения находить в учебном материале наиболее существенные элементы, делать заключение и выражать все это в кратких выражениях. Написание синквейна является формой свободного творчества, которое осуществляется по следующим правилам:
- существительное. Это и есть тема синквейна.
- два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.
- три глагола, описывающих действия существительного
- На четвертой строчке размещается целая фраза, предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которого учащийся характеризует тему в целом, высказывает свое отношение к теме.
Таким предложением может быть крылатое выражение, цитата, пословица или составленная самим учащимся фраза в контексте с темой.
- Пятая строчка – это слово-резюме, которое дает новую интерпретацию темы, выражает личное отношение учащегося к теме.
И после синквейна прошу написать рассказ или сказку включая все слова.
Синквейн на тему ЯЗЫК
Язык
Мудрый, красивый, злой
Сближает, разъединяет, мирит
Решает проблемы и создаёт их
Ключ
На таких уроках учащиеся:
— в одних случаях осмысливают и углубляют свои знания по новым источникам,
— в других — решают новые задачи на уже известные правила,
— в третьих — устно или письменно воспроизводят ранее приобретенные знания с целью их более глубокого и прочного усвоения.
Якщо ви зареєстрований користувач і хочете додати коментар то вам потрібно увійти, або ви можете додати коментар нижче анонімно.