Osvitanova.com.ua

Начало урока – один из важнейших его моментов. 

Организационный момент предназначен для создания у учащихся рабочей настроенности. Именно этот этап урока и вызывает у педагогов наибольшие затруднения. Ведь каждый учитель стремится к быстрому включению обучающихся в работу.

Орг.момент требует  творческого подхода, вариации различных приёмов, поиска своеобразной формы,
отвечающей содержанию каждого урока и собственного стиля педагогической деятельности.

«ФАНТАСТИЧЕСКАЯ ДОБАВКА»

Преподаватель дополняет реальную ситуацию фантастикой.

Вы можете переносить учебную ситуацию:

на фантастическую планету; перенести реального или литературного героя во времени; рассмотреть изучаемую ситуацию с необычной точки зрения, например глазами инопланетянина или древнего грека.

«ЭПИГРАФ»

Эпиграф – не украшение урока, а его органический элемент. Он тесно связан с идеей и содержанием урока. Его назначение – сжато передать основную мысль, натолкнуть ребят на понимание произведения.

Поэтому, просматривая множество высказываний, пословиц, цитат, выбираем то, что будет являться “смысловым ключом” к теме.
Например,

“Глагол – самая огнепышущая, самая живая часть речи”. (А.Югов)

Во многих случаях эпиграф как «переходный мостик» к теме урока.

В качестве эпиграфа на уроках можно использовать цитаты из художественных произведений, работ научного или политического характера, публичных выступлений, а также пословицы и поговорки, крылатые выражения и афоризмы.

Можно использовать яркую и актуальную Инфографику. Демонстрируем ее учащимся и просим догадаться о теме урока/занятия.

«ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ»

Создаётся ситуация противоречия между известным и неизвестным.

Последовательность применения данного приема такова:

– Самостоятельное решение

– Коллективная проверка результатов

– Выявление причин разногласий результатов или затруднений выполнения

– Постановка цели урока.

Например, 

У доски два ученика

Задание: запишите слова: горошек, ключик, чулочек, карандашик, веночек, кирпичик.

– Итак, вы выполнили задание? Что же вас удивило?

Учитель открывает образец с правильным написанием.

– Задание я дала одно, а выполнили вы его по-разному. Сколько мнений получилось?

– Почему же так вышло? Чего мы не знаем? (побуждение к формулировке проблемы)

– Значит, какая будет тема урока?

Учитель записывает тему на доске.

«АССОЦИАТИВНЫЙ РЯД»

К теме или конкретному понятию урока нужно выписать в столбик слова-ассоциации.

Выход будет следующим:

если ряд получился сравнительно правильным и достаточным, дать задание составить определение, используя записанные слова; затем выслушать, сравнить со словарным вариантом, можно добавить новые слова в ассоциативный ряд; оставить запись на доске, объяснить новую тему, в конце урока вернуться, что-либо добавить или стереть.

«ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВХОЖДЕНИЕ В УРОК»

Преподаватель начинает урок с “настройки”. Можно познакомить с планом урока. Это лучше делать в полушуточной манере.

Например, так: “Сначала мы вместе восхитимся глубокими знаниями — а для этого проведем маленький устный опрос. Потом попробуем ответить на вопрос… (звучит тема урока в вопросной форме). Затем потренируем мозги — порешаем задачи. И, наконец, вытащим из тайников памяти кое-что ценное… (называется тема повторения)”.

Если есть техническая возможность, хорошей настройкой на урок будет короткая музыкальная композиция. Психологическая установка на урок.

– Доброе утро, ребята! Пусть оно действительно будет для нас сегодня добрым. – Какое у вас настроение? Ваше настроение я предлагаю вам выразить при помощи фишек разного цвета, которые лежат у вас на парте.
Красная фишка настроение отличное, зелёная хорошее, синяя так себе.
– Я тоже покажу вам своё настроение.

Небольшая кинезиологическая разминка, пальчиковая гимнастика.

“СЛОВЕСНЫЕ ИГРЫ”

Игры легко подбираются по тематическому принципу для каждого раздела  курса. Они являются  удобной формой актуализации знаний.

– угадывание слов по толкованию (в том числе и образному) или по общему признаку;

– расшифровка пословиц, поговорок, фразеологических оборотов по отдельным признакам;

– разгадывание загадок (в том числе и лингвистических);

– игры-задачи “Я задумала слово”, “Вопрос – ответ” и др.

Таким образом, яркое, необычное начало  помогает сделать уроки русского языка и литературы  интересными, а в преподавание этих предметов внести разнообразие.

Поширити у соц. мережах: