Osvitanova.com.ua

Анастасия Леухина, глава ГО «Горизонтали», преподаватель Киевской школы экономики, о сути подарков для учителей и своем жизненном опыте в этом вопросе.

Если у кого-то спросить, что означают эти подарки, никто не сможет дать ответ. Но продолжает скидываться, ведь так делают все

Мой первый учительский опыт был в 16. Благодаря хорошему английскому я начала работать в частной группе детского сада. Я просто разговаривала с детьми на английском.

Первый и единственный подарок за почти 20 лет преподавательской работы я получила тогда же, в 16. Беспокойная мама одного активного ребенка втихаря сунула мне бутылку. Это был ликер киви химически зеленого цвета, популярный в 90-е. Я помню эту бутылку до сих пор. Она отказалась принять ее обратно, я отказалась взять ее, поэтому она еще какое-то время болталась в детсадовском шкафчике пока кто-то не нашел ей применение.

Я не совсем понимала, что она хотела сказать этим подарком. Расплатиться за дополнительные усилия в отношении ее гиперактивного ребенка? Добиться большего внимания или особенного отношения? Что она хотела взамен?

Будучи ребенком сама, я чувствовала, что эта бутылка создавала дополнительные ожидания и обязательства. Не совсем ясные и прозрачные для всех сторон сделки.

Следующая встреча с подарками учителю состоялась, когда мой 7-летний ребенок пришел из школы.

23 года обучения и преподавания в американской школе, в американском и канадском университетах, в Могилянке и лучших бизнес-школах страны прошли без подарков, букетов и накрытых для учителей столов. Но вернемся в 2012 год. Клим в первом классе обычной черниговской школы:

«Мама, сегодня у учительницы был день рождения. Мамы Маши, Феди и Сони сегодня дарили ей цветы и большие подарки. Почему ты ей ничего не подарила?».

«Ну, понимаешь, обычно подарки на дни рождения дарят друзьям, а мы не дружим с Марьей Ивановной. Ты просто учишься у нее. Это не совсем правильно — дарить подарки на день рождения чужому человеку, от которого ты зависишь».

«Мама, а почему мамы Феди, Сони и Маши дарили ей подарки? Они что, друзья?» — восклицал с растерянным видом первоклассник.

Я не знала, как объяснить ребенку, что в каждом случае дарения важен контекст и энергия намерения, с которой подарок выбирается. И что в данном контексте подарок учителю — это покупка. Покупка внимания, хорошего отношения и, вполне возможно, лучшей оценки. Я не знала, как пояснить своему ребёнку, что это способ защитить, обратить внимание и получить особое отношение к своим детям. Что демонстративное вручение подарков при других детях — это общественное давление на родителей — нести еще. И что это давление на учителя — вести себя иначе и угождать.

Моя подруга Марта весь год провела в родительском комитете обычной ивано-франковской школы. Она делится, что подарки учителю — львиная доля работы для родителей класса. Надо решить, что приобрести, согласовать сумму, выбрать, купить, упаковать и вручить.

В одних случаях глава комитета сам (а) принимает такие решения, в других — спрашивает, что хочет учитель, в-третьих — согласовывает со всеми родителями. Это согласование иногда происходит так бурно, будто разговор о подарке — поле боя ценностей и мировоззрений. Одни дарят посудомойки. Другие — сертификаты на салон красоты. Третьи — книги об образовании. Четвертые — золотые украшения.

Родители класса моей подруги решили отдать задачу с подарком на откуп старшеклассникам. Дети купили кальян для своей первой учительницы, ведь: «Кальян нужен всем. Она себе не купит. Ты, кстати, в курсе, что она курит? Мы-то знаем! Так вот, пусть лучше кальян курит».

Оплата специальных тренингов или конференций в подарок не популярны. Учителя считают их оскорбительным намеком на то, что они недостаточно хороши, что их отправляют учиться.

Учителям в Ивано-Франковске принято дарить подарки четыре раза в году: на 1 сентября, на день рождения, на день учителя и на день ангела. Каждый раз это работа для целого комитета. По наблюдениям моей подруги, почти треть из собранных с родителей за год неформальных платежей (4000 грн с ребенка в классе из 32 детей) ушла на подарки классной руководительнице.

Подруга, мама второклашки, делится своими наблюдениями:

«Подарки учителю — это давняя традиция. Мы делаем их потому, что все вокруг это делают. Потому, что наши родители тоже так делали».

Понимание и соблюдение традиций общества, в котором ты живёшь, помогает выживать. Если ты едешь в Индонезию, тебе ведь проще делать так, как делают местные жители. Так и с подарками.

Если у кого-то спросить, что означают эти подарки, никто не сможет дать ответ. Никто не понимает и не знает, но продолжает скидываться — потому что так делают все.

Список всех родительских платежей виден всем родителям. Если кто-то на что-то не сдаст, это будет известно и станет темой для разговора и непонимания. Потому с кассой подарков никогда проблем нет — все сдают.

Марта говорит, что подарок учителю — это знак внимания и любви. Я сомневаюсь.

Разные родители разных детей могут по-разному относится к учителю. Далеко не все могут разделять любовь и уважение к нему/ней. Но деньги они сдать обязаны — это способ обеспечения собственной безопасности и предотвращения буллинга своего ребенка.

Многим проще сдать, чем делиться своими переживаниями, обсуждать сложные ситуации или давать обратную связь учителю. Проще сдать, чем говорить правду. Проще сдать, чем решать проблемы.

Другая подруга — учитель винницкой школы Наташа. Спрашиваю у нее, как она относится к актам дарения. «Стараюсь убедить родителей не делать мне никаких подарков. И не потому, что мне это неприятно, а потому, что это лишает свободы в отношениях и обязывает. И Боже упаси от коллективных подарков «от класса». Всегда есть те, кто сдал деньги нехотя, кто-то сдал их «с боем», кто-то сдал молча, а в душе пожалел и многое другое, о чем учитель догадывается и рискует (взяв подарок) нарваться потом на негативные отзывы и комментарии. Учитель и так слишком зависим и не защищен, чтоб подставляться в таких мелочах, как «Птичье молоко» и пачечка чая! Крошечный личный подарок — да, может быть, если чувствуешь близость, родство и честное желание отблагодарить. Но никак не одаривать с целью или по принуждению. Дело в доверии. А оно либо есть, либо нет.

Для меня этот добровольно-принудительный сбор всегда был актом насилия. Я не понимала, почему так много энергии и сил взрослых людей должно идти в эти покупки, не имеющие ничего общего с образовательным процессом.

И почему эти подарки должны были иметь материальную ценность? Почему вместо стихов, песен, картин и совместного празднования особенных моментов, иных способов проявления уважения и благодарности, надо было выбирать между микроволновкой и подарочным сертификатом?

В итоге мы ушли из школы. Отчасти, чтоб не испытывать этого принуждения, чтоб не унижать себя и не приучать ребенка к такой форме покупки учительского расположения. Сейчас Клим учится на заочном формате в государственной школе, в которой я ни разу за 4 года не сдала ни на что. Мне ни разу не предложили это сделать. Ни учитель, ни другие родители. Это никак не влияет на отношения детей с учителями. На учебный процесс тоже, по моим наблюдениям, не влияет. Отсутствие нелегальных товарно-денежных отношений со школой снимает много напряжения и экономит много времени, и привносит много уважения друг к другу.

И пока я мечтаю о том, чтоб все инвестиции (родительские, корпоративные и государственные) были направлены на качество обучения в школах, а не на покупку расположения в них, Марта продолжает следовать традициям, сдавать деньги и искать альтернативную школу — чтоб не тратить свой ресурс на бессмысленные традиции.

Поширити у соц. мережах: