Финансовая грамотность — не тайна за семью печатями, ей учат ровно так же, как и любой другой грамоте, от простого к сложному, от частностей к глобальному.  Обучение финансовой грамотности в школах только планируется в рамках концепции «Новой украинской школы», поэтому задачу подготовки ребенка к самостоятельному управлению денежными ресурсами во взрослой жизни родители пока что могут взять на себя.

Урок 1. Это могут делать все

Многие родители считают, что они не вправе рассуждать с ребенком о финансовой грамотности, так как у них нет соответствующего образования в этой сфере, крупных сбережений, а есть ипотека в банке. Однако это не повод расписываться в своей финансовой несостоятельности, ведь аккуратности в обращении с деньгами нужно начинать учить с малых сумм, делать это ежедневно и на конкретных примерах.

Урок 2. Детская психология и финансы

В разном возрасте психика и мышление ребенка различаются, и в зависимости от этого необходимо выбирать инструменты обучения. До шести лет мышление детей является непосредственным, конкретным, поэтому, что такое сумма денег, их ценность, процесс покупки и траты лучше объяснять на наличных, которые ребенок может подержать в руках и физически убедиться в их ценности. К 10 годам лобные доли мозга ребенка дорастают, он развивает абстрактное, аналитическое мышление. В этом возрасте самое время приучать ребенка к более современным финансовым инструментам – карте, которая станет основным платежным инструментом в будущем. Чем раньше ребенок узнает о безопасности оплат в интернете, о правилах пользования самой картой, тем меньше он будет подвержен мошенничеству в дальнейшем.

Урок 3. Нужды бывают разными

Следующее, что нужно понять ребенку — разницу между необходимым и тем, что просто хочется. Родителям нужно вовлекать ребенка в покупки и траты первого порядка, нужные семье, и объяснять, чем они отличаются от развлечений. Здесь уместно показать на деле, что важно не тратить больше, чем у вас есть, жить по средствам. Для этого существует масса увлекательных для детей активностей, связанных с деньгами, например, игры «Денежный поток», «Монополия» или книга «Пес по имени  Мани» Бодо Шефера позволят провести время интересно и с пользой.

Урок 4. Учите на конкретных примерах

Чтобы привить ребенку навык пользования банковской картой и объяснить принцип ее работы, можно сделать ее пользование постоянным в той среде, где ребенок проводит больше всего времени – в учебном заведении, наиболее часто посещаемых магазинах, кафе и т. д.

Урок 5. Самостоятельность приветствуется

Одним из универсальных приемов закрепления навыка финансовой самостоятельности являются личные средства — благодаря им ребенок сам отвечает за свои покупки, рассчитывает суммы и занимается накоплением в случае остатка средств на карте. Родителям нежелательно устанавливать прямой контроль трат ребенка, однако обсуждать их, советовать, если он просит помощи, необходимо. Эксперты не рекомендуют родителям докладывать деньги, если ребенку не хватает на ту или иную покупку — лучше поговорить о возможных способах накопления для нее, либо и вовсе отменить, если она не необходима. Также можно установить структуру расходов ребенка: к примеру, он может 40% еженедельной суммы тратить на текущие нужды, 40% откладывать краткосрочно (на игрушку или мелкий гаджет), а из 20% делать долговременные накопления.

Урок 6. Бедность — плохой советчик

Родителям не стоит вовлекать ребенка в обсуждение финансовых тягот или проблем, которые прямо с ними не соотносятся. Дети могут чувствовать вину за семейные финансы, что снизит их самооценку. То же относится и к выражению «Мы не можем себе этого позволить» — родителям лучше так не говорить, так как дети переводят эти слова как «мы бедняки». Лучше выбрать другую формулировку, например, «мы решили не тратить деньги на это».