Пока вы сами не поверите в свою школу, никто в нее не поверит

Инна, организатор альтернативной школы в Ирпене в ответ на мою статью  "С чего начать создание альтернативной школы" написала такой комментарий:

"Добавить могу пару вещей, как от родителя, который открыл школу для своих детей:
1) ОБЯЗАТЕЛЬНО найдите в своем окружении махрового скептика, наземлюопускателя, который постоянно в первое время будет задавать вам неудобные вопросы. В идеале чтобы этот ДРУГ был с опытом своего бизнеса и финансово грамотным человеком; 2) задумавшись о своей школе, задумайтесь о своих ресурсах. Нет денег, своего помещения, педагогического опыта, опыта в бизнесе и т. п, то вот мой СОВЕТ – найдите школу, которая максимально вам с ребенком подходит, пусть не идеал и идите туда. Оставьте иллюзию и розовые мечты изменить мир, иначе вы окажетесь в такой... неприятной ситуации, что краснеть придется перед многими людьми. И в добавок ко всему в долгах, как в шелках. Так что обращайтесь, друзья-однополчане, кому очки протереть и на землю опустить".


Мой ответ: cкепсис и сомнения убивают мечту и способность действовать. Не надо, не делайте этого! 

Когда мы беремся за новое дело, начинаем образовательный (да, впрочем и любой) бизнес, мы точно не можем оценить его сложность. Сложность возникает из-за того, что мы выходим из зоны комфорта, делаем то, чего раньше не делали, вступаем в сферу большой неопределенности, многозадачности и турбулентности. 

Мы приступаем к реализации Мечты, возможно, это призвание, дело всей жизни, к которому мы наконец осмелились приблизиться. 

В самом начале пути нам нужна поддержка

Много поддержки. Нам нужны единомышленники, помощники, соратники. Но не нужны "махровые критики". Гоните их.

Люди, дающие негативные прогнозы, всегда правы. Вас не переубедить и не переделать. Ваши заклинания  "этонеработает" и "яжеговорила" не добавляют конструктивности и желания действовать, сковывают волю и заставляют опустить руки. Ваше "яхочутебяуберечьотсамойбольшойошибкивтвоейжизни" убивает инициативу и разрушает надежду и мечту. 

Для организации успешного бизнеса обязательно необходим этап "мечтания". 

Это почему-то пренебрежительно называют "витанием в облаках". Подразумевая, очевидно, что мечтание и создание Замысла – пустая тратата времени. Это заблуждение.

Создание Замысла школы – это ядро процесса планирования. 

Это попытка предвидеть и повлиять на будущее. Создать такой Образ школы, который будет вдохновлять, воодушевлять и привлекать нужных людей. 

Пока вы сами не поверите в свою школу, никто в нее не поверит

Для организации успешного образовательного бизнеса вам нужно заняться планированием и пройти три обязательных этапа: 

1) создание Замысла – образа идеальной школы с разных точек зрения: родителя, ученика, основателя

2) создание плана действий: определение ресурсов, времени, исполнителей

3) оценка плана, его "приземление", проработка рисков – "что мы будем делать, если..."

Именно в такой последовательности. 

Сначала выступают "Мечтатели", затем "Реалисты" и только потом "Критики" (этот подход называется  "Модель проектной работы Уолта Диснея").

                                  Пока вы сами не поверите в свою школу, никто в нее не поверит

Если скептики появятся на первом этапе, это сразу убивает любую мечту. Профессиональный скептик быстро убедит вас, что это сложно, вам не нужно, не принесет денег, не найдет отклика у родителей, не будет работать, бессмысленно, бесперспективно, создаст проблемы, сделает вас несчастным... 

Пока вы сами не поверите в свою школу, никто в нее не поверит

Для создания Замысла мы должны перейти в режим brain storm – включить внутреннего мечтателя, войти в состояние «все возможно». Если бы у нас была волшебная палочка (золотая рыбка), какую бы школу мы тогда создавали бы? Ради чего стоит прикладывать усилия, стремиться вперед? Что будет идеальным результатом наших стремлений через большой промежуток времени?

Мы работаем в идеальном плане: витаем в облаках и придумываем себе такое будущее, какое нам нравится. Будущее, которому хотят принадлежать люди.

Дети это умеют делать легко. Взрослые – только если придушат своего "махрового скептика".

На втором этапе мы всей командой прорабатываем подробный план действий. Из него рождается бюджет. 

Пока вы сами не поверите в свою школу, никто в нее не поверит

Чтобы спланировать новую школу, нам нужно  обеспечить одновременные успешные действия по трем линиям:

 

1.Сильное предпринимательство – маркетинг, финансы, система управления учением

2. Инновационная методология – чему и как учить детей? кто учит?

3. Комфортное образовательное пространство – проектирование, ремонт, оборудование

 

Если у вас (в вашей команде) есть экспертный опыт по всем трем направлениям, вы имеете успешные бизнес-проекты, делали ремонт, обучали детей (не только своих!) – это уже половина успеха! 

Если же какой-либо из линий экспертности у вас недостаточно, вам нужно ее целенаправленно найти (нарастить) и привлечь в свою команду. 

Большинство новых школ обжигаются как раз на этапе старта и трудно переживают первый год становления. 

Чаще всего у основателей школ не хватает предпринимательского опыта, поэтому они не справляются с набором детей, маркетингом, просчетом бюджета, управлением. 

Либо они не справляются с методологоической системой и быстро скатываются в стандартную школу, в малопродуктивную классно-урочную систему. 

Быть основателем школы – это настоящий предпринимательский вызов 

Одного человека для этого мало, необходима команда и поддержка. 

Если в вашем окружении есть финансист, маркетолог, управленец, то это большой плюс. 

А если еще есть люди, которые занимались обучением детей, понимают, как устроена методика преподавания, это верный признак, что надо начинать! 

Начинать надо с простых решений, которые дадут вам быстрый и ощутимый результат. 

"Махровые критики" дадут вам совет чего НЕ стоит делать и как избежать ошибок и проблем.

При этом совет "и не думайте про открытие школы для своих детей" ПЛОХОЙ.

А вот примеры ХОРОШИХ советов:

  • Просто не стоит заморачиваться и изобретать "революционную технологию обучения детей". Попробуйте положить в Основание школы уже существующую дидактическую методику, тестировать ее, дополнять и настраивать ее под ваши цели и задачи. 
  • Обязательно изучите программу НУШ. Она дает очень правильные ориентиры и оставляет много простора для творчества. Но она не дает инструменты. Просто создайте их сами.
  • Просто посмотрите разные учебники и выберите тот, который вам нравится.  
  • Нет необходимости сразу оформлять лицензию на школу – просто оформите детей в одну из дистанционных школ и не парьтесь с бюрократическими документами.
  • Не берите много детей – 15-20 для старта школы вполне достаточно. На второй год возьмете еще 20. 
  • Нет необходимости делать полнокомплектные классы – рассмотрите варианты, когда дети разных классов учатся на одной территории.
  • Не стройте свой спортзал и бассейн – просто используйте всю доступную инфраструктуру вашего района (библиотеки, спортивные площадки, фитнес-залы...).
  • Не берите детей с большим разбросом в возрасте – у них очень разные потребности и нужна разная механика работы.
  • Не берите сложных детей в первый год.
  • Не берите сложных родителей (тех, кто не разделяет ваши ценности) никогда.
  • Не арендуйте помещение с высокой арендой. Выкручивайте руки застройщикам и арендодателям. 
  • Не берите на работу эмоционально незрелых учителей. С низкой чувствительностью. Неспособных выстраивать отношения привязанности. Даже если у них есть диплом педвуза и 20 лет стажа. Лучше возьмите без диплома, но с педагогическим призванием.
  • (продолжите этот список в комментариях)

Перед тем, как создавать замысел, устройте себе образовательное путешествие – пройдитесь по разным школам, посмотрите, чем они отличаются. 

  • Обратите внимание на альтернативные школы Украины. Поговорите с основателями. 
  • Найдите школу, которая вам нравится, вдохновитесь ею и сделайте такую же, только еще лучше ;-).
  • Запланируйте принять участие в международной конференции демократических школ IDEC, которая пройдет в Киеве и Виннице в августе 2019.
  • Пообщайтесь с учителями. Разными. 
  • Посмотрите зарубежные школы. 
  • Есть еще один путь упростить себе жизнь. 
  • Найдите достойную франшизу школы. 
  • Привлеките в свои партнеры мощного оператора образовательных услуг, получите уже готовую механику запуска школы, методологию, систему подбора и подготовки тьюторов и пройдите все этапы становления с минимальным риском. 

В Методическом центре Open School мы помогаем Основателям школ безопасно пройти этот путь и создать эффективный, прибыльный и благородный образовательный бизнес. 

Вдохновения вам и дерзости! 

Приходите со своими страхами и вопросами относительно создания альтшколы 16 мая в 18.00 в Зеленку (Киев). 
Подробности и регистрация по ссылке.