Китай переориентирует систему образования под реалии постиндустриального общества

Систему образования в Китае реформируют сорок лет, столько же, сколько длится политика реформ и открытости. Однако четвертая промышленная революция, переход к новому технологическому укладу и цифровизация экономики ставят новые задачи. В ближайшем будущем огромные массы конвейерных рабочих станут не нужны. Уже сейчас от школ, училищ и вузов требуют выпускников, которых точно не заменить роботами. 

 

В фильме Чжан Имоу «Ни одним меньше» можно увидеть, какой была обычная китайская школа в глубинке ещё пару-тройку десятилетий назад. Вот, что будет совсем скоро везде и уже есть в больших городах. 

 

О строгости и требовательности в китайских школах ходят легенды. «Дети учатся без выходных, без права на развлечения и уж тем более - на оценки не ниже «отлично». Как ещё объяснить феноменальные результаты участников из КНР на международных олимпиадах? Слухи преувеличены, но доля правды в них есть. Ровно та, которая за 40 лет помогла превратить Китай из слаборазвитой сельскохозяйственной страны во вторую экономику мира и лидера промышленного производства. 

 

Но теперь у Китая новые планы. Стать лидером постиндустриальной глобальной экономики и 4-й промышленной революции. К 100-летию образования КНР в 2049-м, Си Цзиньпин поставил цель превратить страну в ведущую мировую научно-техническую державу. А значит впереди - гонка умов. 

 

Основатель пекинской частной школы ETU Ли Ино отметила: "Развитие общества заставит вас меняться. Например, с появлением искусственного интеллекта, исчезнет 70% рабочих мест. А что ещё исчезнет? Многим придётся переосмыслить то, чем они могут быть полезны для общества в новой реальности. Поэтому я считаю, мы должны совершить переход к всестороннему образованию". 

 

Ли Ино - доктор наук по молекулярной биологии. Около 10 лет проработала в консалтинговой компании Маккинзи, а в 2016-м вернулась с семьёй из калифорнийской Силиконовой долины в Пекин. Когда не смогла найти для сына подходящую школу, решила открыть свою. Так появилась Yitu - интернациональная экспериментальная школа с комплексным обучением. 

 

Ли Ино сказала: "Можно сделать образование полноценным, чтобы воспитывать в каждом личность, а не экзаменационную машину. На самом деле, это единственное верное решение для государства и людей. Социально-эмоциональное обучение в машины не превращает! Наоборот - оно возвращает нас к фундаментальным вещам, делающим человека человеком. Включая способность к чуткости, пониманию искусства, общению, самовыражению, творчеству, принятию разных точек зрения, поиску консенсуса в разных точках зрения". 

 

Корреспондент CGTN-Русский Сергей Станчик сказал: "Один из классов школы будущего. Напоминает привычный кабинет труда. Казалось бы - странно, учитывая цель пересадить людей из-за станков за компьютеры. Но разница есть и она принципиальна. Детей здесь учат не просто мастерить и изготавливать, а создавать и креативить. Применять полученные знания на практике - видеть науку в действии". 

 

Среди прочего в Yitu внедряют методики STEAM-образования. Суть - в многодисциплинарной интеграции. STEAM - аббревиатура, где Science – наука, Technology – технологии, Engineering – инженерия, Art – искусство, Mathematics соответственно – математика. Причём Аrt – в большей степени означающее креативность и творческий подход – появилось недавно. Большие умы от образования учли, что инновации создаются талантами, а талант - это в первую очередь творческое мышление. 

 

Писатель-фантаст, лауреат премии «Хьюго» Хао Цзинфан рассказала: "Мысли, детское любопытство, идеи можно использовать на благо обучения. Хороший учитель должен уметь заинтересовать детей. Пусть они берут инициативу на себя, превратятся в исследователей. Учитель не должен быть кнутом, тянущим за собой, или веревкой, висящей на шее". 

 

Здесь такие же предметы, как и в традиционных школах – разница в методиках преподавания. Учеников стимулируют к исследованию и поиску вместо заучивания готовых ответов. 

 

Завуч по педагогике и исследованиям пекинской частной школы ETU Брэд Уолш рассказал: "Просто пример: в самом начале обучения мы предложили детям устроить небольшой мозговой штурм и спрашивали их «итак, что вы думаете о какой-либо теме?» И прозвучало одно или два мнения. А в конце семестра, в течении которого мы постоянно устраивали такого рода разминки, за 5 минут у нас собиралось по 20 разных мнений". 

 

Часть занятий - интегрированные. Учителя по разным предметам собираются вместе для разбора какой-либо темы. И становится понятно - насколько условно деление законов жизни на физику, математику, биологию, химию, в конце концов - язык. STEAM – это уход от фрагментальных знаний к взаимосвязанной системе. 

 

Основатель образовательного журнала Jing kids Ма Чуньлэй отметила: "Мы все знаем, что привычные рабочие места продолжат исчезать, но мы не знаем, наверняка, какие именно останутся или появятся. На самом деле, это интересная природа самой жизни! Мы должны учить детей реальной способности к постоянному обучению, а не ограниченному набору знаний. Чтобы они всегда могли освоить что-то новое. А ещё мы должны воспитывать их физически и эмоционально здоровыми, способными решать любые задачи и проходить через испытания - здоровым образом. Сегодня это подчеркивается в образовании лучших международных школ". 

 

Учитель пекинской частной школы ETU Сун Сун рассказал: "Мы часто устраиваем для детей разные специальные занятия: урок о 24 китайских сезонах или поэтический час. Сейчас у нас неделя китайской культуры и сегодня я знакомлю детей с нашей кухней. Мы посоветовались и остановились на пельменях. Во-первых, дети знакомятся с традициями, во-вторых приобретают новый жизненный навык, в-третьих – разделённые на группы – они учатся коммуницировать, работать в команде и разделять обязанности". 

 

В большинстве стран главным показателем уровня подготовки школьников и студентов до сих пор считают результаты экзаменов: умный человек – тот, кто накопил много знаний. Так диктовала индустриальная эпоха, когда ключевыми навыками были чтение, письмо и арифметика. Сегодня этого мало – человек должен превосходить машину, а в вопросе сбора информации и выполнения механических действий – это уже без шансов. Навыками постиндустриального общества объявлены так называемые «4К» - Коммуникация, Кооперация, Критическое мышление и Креативность. 

 

Глава инновационного института Пекинского педагогического университета Лю Цзянь отметил: "Самое важное образование – это возвращение к людям. Реформы должны проходить в духе развития для каждого. В образовательном процессе мы должны лучше узнавать детей, возвращать им пространство для развития личных качеств и способностей". 

 

4К невозможно освоить зубрёжкой, но их можно воспитать.

 

Хао Цзинфан рассказала: "Когда родители наконец увидят возможности жизни и её разнообразие, они поймут, что у их детей большой выбор, и смогут позволить им пробовать больше с раннего возраста. Пусть ребенок делает что-то творческое, пусть пытается". 

 

Реформа образования в Китае должна поддержать реформу экономики. 2015-й год. Обнародован план действий «Интернет плюс», дополняющий стратегию «Сделано в Китае 2025». В 16-м опубликована Национальная стратегия инновационного развития. Сразу же образовательные методики STEM и Creator записали в политические документы информатизации образования. Началось их бурное развитие. Появился план «STEM-2029». 10 лет планируется развивать таланты, чтобы до 49-го они сделали Китай самой инновационной страной. 23 февраля 2019 года Пекин выпустил 2 плана развития образования. До 22-го и до 35-го годов. Там - ставка на всестороннее развитие подрастающего поколения, обучение по способностям и интеграцию знаний.

 

Лю Цзянь отметил: "Конечно, сейчас международное сообщество признает, что китайские дети серьёзны, прилежны и трудолюбивы, и конечно, это тоже важно. В международном контексте и нынешнее базовое образование Китая имеет свои преимущества. Но есть и недостатки. Вопрос в том, согласуются ли его цели с 4-мя главными навыками 21-го века. Нам нужны таланты".

 

В недавнем докладе Маккинзи говорится, что Китай уже сейчас формирует структуру глобальной цифровизации. Достижения КНР в науке, технологиях, космосе - в постоянном топе заголовков мировых новостей. Но по всей видимости, таланты, которые обеспечат главные достижения этой страны - ещё на подходе. 

 

Брэд Уолш рассказал: "Вам не нужны никакие экзамены, чтобы понять отличия наших учеников. Вы просто можете начать с ними говорить и сразу всё поймёте. Вы услышите, как они разговаривают, взаимодействуют с вами, как мыслят. Они лучше адаптируются, более уверены в себе, и они знают, кто они". 

 

Хао Цзинфан сказала: "Я надеюсь, что каждый ребёнок вырастет в человека, который сам решает свою судьбу, чётко видит мир вокруг и знает себя. Так, он действительно может действовать от сердца и выбирать для себя самую подходящую дорогу и наполненную жизнь". 

 

Корреспондент CGTN-Русский Сергей Станчик рассказал: "«Учение - свет», «знание - сила» - сегодня эти слова актуальны как никогда. Ведь отстаивание собственных позиций и даже соперничество целых держав происходят на уровне борьбы умов. Можно сколько угодно бояться, что технологии заменят человека, в некоторых сферах так и произойдёт. А можно переделать школы-фабрики в школы-лаборатории и создать целую нацию незаменимых".