Познавательная активность и любознательность формируется и развивается у ребёнка с самого детства и, если в подростковом возрасте человека ничего не интересует, то скорее всего в детстве он очень часто слышал слово «нельзя».
То есть, природное любопытство ребёнка натыкалось на стенку запретов, которые в свою очередь полностью убивали в нем желание что-либо делать, узнавать и познавать. Эту проблему я уже раскрывала в одном из своих предыдущих постов.
А ещё, если в детстве у ребёнка не было ощущения безопасности во взаимоотношениях с родителями, то детская активность и любознательность тоже притупляются. Знаете, что также способствует не самостоятельности и детской прокрастинации? Давление! Чем больше давление на ребёнка, тем сильнее сопротивление! А если это родительское давление идёт вкупе с гиперопекой, то жизнь подростка превращается в большое испытание, как для него, так и для всей семьи. Тему гиперопеки я уже успела затронуть здесь.
Кстати, чрезмерная назойливость и критика в адрес ребенка – прямой путь к нерешительности и пассивности. Конечно, а кому захочется брать на себя ответственность или инициативу при таком раскладе (тебя критикуют/поправляют/не дают «дышать»)?
Что же делать со всем этим?
✅Если вы родители НЕподростка:
1. ПРИЗНАЙТЕ, ЧТО ВАШ СЫН ИЛИ ДОЧКА – ЭТО ОТДЕЛЬНЫЙ ОТ ВАС ЧЕЛОВЕК.
2. НАЧИНАЙТЕ С ДЕТСТВА ФОРМИРОВАТЬ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ. Предоставляйте ребенку возможность выбора.
- Ты оденешься здесь или в машине?
- Будем кушать кашу после мультика или до?
- Ты покормишь собаку или вынесешь мусор?
Старшим предоставляйте возможность самим выбрать себе кружки, секции.
3. ПООЩРЯЙТЕ ИНИЦИАТИВУ.
Хочет есть сам – пусть ест! Хочет порисовать пальцами, пусть рисует! Хочет помочь маме приготовить суп – пусть помогает! Важно дать эту возможность помочь, и пусть вся кухня будет грязная, но вы сделали большое дело – доверили и поверили в своего малыша. А если верит в его силы мама, то и он сам в них скоро поверит!
4. ИНТЕРЕСУЙТЕСЬ ЕГО МНЕНИЕМ.
Спрашивайте, чего он хочет, кем он хочет стать и почему? Поддерживайте.
5. НЕ ОГРАЖДАЙТЕ ОТ ОБЯЗАННОСТЕЙ И МОТИВИРУЙТЕ.
Несколько интересных способов мотивации я описала здесь.
✅Если вы родители ПОДРОСТКА:
1. ОБЩАЙТЕСЬ. ИСКРЕННЕ. БЕЗ ДЕЖУРНЫХ ФРАЗ.
Интересуйтесь эмоциональным состоянием ребёнка, настроением, а не его делами. Спросите, с кем он дружит, что ему нравится в школе/на секции, от чего он получает больше всего удовольствие.
2. ДАВАЙТЕ СВОБОДУ ВЫБОРА.
Доверяйте своему подростку, он справится с выбором хобби, фильма на вечер для всей семьи и с кем ему общаться.
3. ПРОСИТЕ ПОМОЩИ, а не критикуйте.
Недавно наткнулась на интересную историю:
Отец давал своему сыну,подростку, свою старую машину, которую собирался в ближайшее время продавать. И вот после очередной «тусовки», когда сын ездил с друзьями на пляж, отец садится в машину и видит, что все сидения в песке, мусор на ковриках, а машина даже не заводится, потому что бак пуст. В любой другой день он бы отругал своего сына и лишил бы его этой опции «брать папину машину», но в этот раз он решил поступить иначе.
Отец попросил сына подыскать новую машину, убедив его в том, что он разбирается лучше и точно справится с заданием. Какого было его удивление, когда сын нашёл ему подходящую машину, так ещё и по очень привлекательной цене. Купили. С тех пор сын следит за этой машиной, как за своей. В машине всегда чисто. Подросток и остальных членов семьи просит соблюдать порядок, заправляет и моет ее самостоятельно без просьб отца.
4. ПРИ ОБЩЕНИИ С ПОДРОСТКОМ ИСПОЛЬЗУЙТЕ ТЕХНИКУ "Я-ВЫСКАЗЫВАНИЙ".
Например: «Я расстраиваюсь, когда ты не слышишь меня, ведь я говорю важные для меня вещи./Когда я вижу, что ты не слушаешь меня, мне становится неприятно./Мне грустно и обидно, когда ты так поступаешь, я же тебя очень люблю и волнуюсь». Вроде и высказываем своё недовольство и неодобрение, но в мягкой форме и с помощью своих чувств.
5. НАУЧИТЕСЬ ГОВОРИТЬ С ПОДРОСТКОМ О СВОИХ ЧУВСТВАХ и делитесь ими.
6. ОБСУЖДАЙТЕ ЖЕЛАНИЯ ПОДРОСТКА.
Если их нет, то просто вспомните, что он последний раз хотел. Может это что-то банальное? Прогулка с друзьями, например. Пусть идёт, она положительно скажется на его психическом здоровье.
7. ДАВАЙТЕ ВОЗМОЖНОСТЬ РАЗГРУЖАТЬ СЕБЯ.
От учебы, дополнительных занятий и бесконечной домашки ребёнок реально может устать. Пусть отдохнёт так, как он хочет, а не так как привычно родителям.
8. СОЧЕТАЙТЕ ВНУТРЕННЮЮ СВОБОДУ С ВНЕШНИМИ ОБЯЗАННОСТЯМИ.
То есть подросток может решать сам, как он выглядит, что одевает, чем занимается помимо учебы, но при этом у него есть список домашних дел, которые нужно выполнить и выполнить в срок.
Но все же, если вашего подростка охватил один из самых сложных кризисов человека – подростковый, и вы понимаете, что и ребёнку, и вам тяжело с ним справиться, то мягко предложите ему сходить к специалисту (психологу).
Якщо ви зареєстрований користувач і хочете додати коментар то вам потрібно увійти, або ви можете додати коментар нижче анонімно.