Мы поговорили с Игорем М. Намаконовым — владельцем креативного агентства MOST Creative Club, обладателем первого в России золотого Каннского льва, преподавателем и автором книги «Кроссфит мозга: Как подготовить себя к решению нестандартных задач».
Специально для читателей «Альпина.Медиа» Игорь рассказал о том, как взглянуть на мир по-новому, перестать хвататься за голову и начать придумывать.
Креативность и творчество — это синонимы или разные вещи?
Это способности одного поля, но есть разница. В основе творчества лежит именно авторская интерпретация того, что нас окружает. Например, художник показывает то, что видит. Поэт через рифмы и образы говорит о том, что знает. И так далее. Когда мы говорим о креативности, то, конечно, мы тоже имеем в виду эти интерпретации. Но разница в том, что в основе креативности лежит проблема, потребность в решении уже существующей задачи. В случае с творчеством на первом месте будет интерпретация, а уже потом поиск того, где эта интерпретация может быть востребована (вероятно, что вообще нигде). А в случае с креативностью вначале есть потребность, и на эту потребность мы отвечаем в том числе инструментами творческого мышления.
Допустим, когда есть какое-то техническое задание?
Можно назвать это техническим заданием, можно назвать наблюдением. Например, я выступаю перед аудиторией. В одной руке у меня кликер для переключения презентации, а в другой микрофон. Обе руки заняты, но я хочу жестикулировать. Из-за этого я машу кликером и микрофоном. Как освободить руку? Нужно соединить кликер с микрофоном! Здесь моя потребность — освободить руку. И я задаю себе вопрос: как? Тут начинается процесс генерации нового из старого.
Когда мы отталкиваемся от наблюдений или от потребности и нарабатываем решение, это и есть креативность. В данном случае не говорим «Как хорошо было бы в этом зале, в котором сидит столько ярких, интересных людей, покрасить потолок в розовый». Это больше творчество. А когда мы говорим о потребности, это про креативность.
Для кого написана ваша книга?
Думаю, мой читатель не имеет конкретного возраста, именно поэтому на ней стоит «0+», что меня очень радует. Как уже показал опыт чтения книги разными людьми, она одинаково интересна и подросткам лет двенадцати, и взрослым. На встречах с читателями у меня самой взрослой слушательнице было семьдесят пять лет.
Прокачаться в чем-то, понять, как этот мир устроен, что в свои годы мы можем в нем сделать, — это одинаковые потребности и в двенадцать, и в семьдесят пять.
А если говорить о конкретных профессиях? Те, которые мы раньше называли «творческими», они, оказывается, «креативные»?
Всем людям, даже отвечающим не за креативные сферы, а за рутинные процессы, важно указать на важность развития навыка креативного мышления. Ты просто учишься смотреть на все как на потенциал, как на возможность чего-то другого. Так часто бывает: человек в каком-то рутинном деле проявляет невероятные таланты, способности. Ищет, как усовершенствовать что-то. У нас много таких людей. Раньше мы называли это инженерным мышлением, смекалкой. Этот потенциал глубоко скрыт в огромном количестве людей. Но нет условий, при которых они могли бы его проявить. Или они не ищут эти условия.
В чем суть идеи кроссфита мозга?
Это словосочетание само по себе креативно: кроссфит мозга. Мозг и упражнения. Задаешься вопросом: что этот синтез дает? А он дает новые условия и другой взгляд на то, как мозг можно стимулировать.
Многие подходы к развитию креативного мышления сочетаются с развитием физического состояния. В кроссфите есть три комплекса упражнений, которыми нужно заниматься: кардио, интенсивность и сила. Точно так же я подхожу к развитию креативного мышления: кардио, интенсивность и сила. Кстати, физическая подготовка тоже очень важная часть креативного мышления.
Вы предлагаете тренировать мозг как мышцу, с помощью упражнений. Через какое примерно время можно заметить первые результаты?
По моему опыту, если работать с тренером, то уже за три часа занятий чувствуешь изменения. Появляется какая-то новая способность. Ты ее начинаешь замечать. Если говорить об изменениях на практике, в жизни, то, конечно, здесь нужно гораздо больше времени. Месяц регулярных занятий по три раза в неделю — и вот тогда в жизнь приходят новые правила.
То есть человек сам видит свои успехи?
Результат выражается в количестве идей на единицу времени. И в гибкости при исследовании какого-либо обстоятельства, события.
Например, люди собираются и придумывают, что дарить мальчикам на 23 февраля. Раз, два, три — ну, это все уже было. И сидят, держатся за головы. Это количество идей на единицу времени. Когда применяешь техники, то подходишь к вопросу более гибко и быстрее находишь решение. Ты понимаешь, что к такой встрече надо подготовиться. Вспомнить, что уже дарили, какие необычные варианты подарков подмечал в течение жизни и так далее. Все эти штуки начинают быть автоматическими.
Вы сказали — при занятии с тренером. Это в вашем кэмпе? (MOST Creative Camp. — Прим. ред.)
Да. У нас есть корпоративные занятия, с группами людей внутри компании. Там люди объединены целью. Есть кэмпы, где люди незнакомы друг с другом: тридцать человек видят друг друга в первый раз. У них нет единой цели, кроме желания стать лучше, ярче, креативнее.
Сколько длятся такие занятия?
Зависит от формата: либо это два дня в Подмосковье, либо выезд подальше, например в Грузию, на пять-шесть дней. Мы даже ездили к Северному Ледовитому океану, в поселок Териберка, где снимали «Левиафан». В таких местах ты понимаешь глубину природы и беспомощность человека. Просто отключаешься, в другой мир попадаешь. Там максимально продуктивно происходит восприятие новых знаний. Среда очень важна для ума, для насмотренности, говоря понятиями из книги. Москва очень сильно человека расфокусирует. Здесь большое количество задач, и очень трудно взять, все отбросить, зайти в комнату, где проходит занятие, и находиться в моменте «здесь и сейчас».
В лагере есть какие-то ограничения? Например, телефоны не включать?
Скорее мы используем телефоны как инструменты. Но, во-первых, когда ты вовлекаешься в процесс с людьми, тебе самому не хочется сидеть в телефоне. Во-вторых, согласно одному исследованию, 98% школьников хотят видеть телефон интегрированным в школьный процесс. Тут нам стоит задуматься. Может, наоборот, телефон повысит вовлечение? Креативное мышление поможет пересмотреть подход к телефону.
Можно ли научиться креативности у детей?
Наблюдение за детьми дает более глубокое понимание себя во взрослом состоянии.
Мы можем попробовать делать что-то как ребенок, подстраиваться под ребенка, попробовать увидеть мир его глазами.
Есть техника «Семь “почемуˮ». Что бы ты ни делал, задай себе семь раз вопрос «почему?», таким образом семь раз отмотай назад причины принятия решения или желания совершить поступок. Это те самые бесконечные «почему» от ребенка. Тебе нужно есть кашу. Почему? Потому что в ней сила и здоровье. Почему? И ты понимаешь, что сам, будучи взрослым, не знаешь ответа на этот вопрос.
Чем старше человек, тем более фиксированные у него сценарии поведения. Я не говорю о принципах, о разумности. Это все важно. Но умение реагировать на обстоятельства, гибкость мышления и поведения — они определяют огромное количество перемен в нашем обществе. Чем более общество гибко, тем оно лучше адаптируется, реагирует на изменения, меньше сокрушается и испытывает меньше стресса. Когда живешь в условиях несменяемости сценариев, любая нестабильность приводит к страху и разочарованию, непониманию, что дальше делать. Нужно создавать условия нестабильности. Жизнь все время находится в движении.
В вашем арсенале намного больше, чем 23 упражнения. Будет ли продолжение книги?
Когда я почти дописал книгу, то понял, что к ней понадобятся еще минимум три! Не только с упражнениями, но с более глубоким погружением в те три группы упражнений, про которые я рассказываю: насмотренность, метод и оценка.
Книга «Кроссфит мозга» — легкий способ вовлечения в сложную тему. Найдутся люди, которым этого будет недостаточно, которые спросят — а дальше что? Важно помочь читателю сделать следующий шаг.
У вас бывают творческие кризисы? Как вы с ними справляетесь?
У всего есть определенный предел. Важно гибко подходить и к самому мышлению. Нужно переключаться. Например, у Яны Франк есть правило «45-15»: 45 минут на важное дело, 15 на неважное. Если происходит зажим и даже никакой метод не помогает, нужно просто остановиться, отвлечься, послушать пение птиц.
Что помогает вам настроиться на продуктивный день?
У меня очень много ритуалов. Проснуться и потянуться, растянуть мышцы. Принять холодный душ. Повторяемость действий позволяет совершенствоваться. Когда перестаешь думать и делаешь что-то автоматически, легко, то можно перенести этот опыт и на другие действия.
У вас в книге есть упражнение «Носки в холодильнике» (чтобы вам легче было придумывать, начните хранить свои чистые носки в холодильнике) — вы правда клали носки в холодильник?
Я клал носки в холодильник, но придумал это не сам. Услышал идею от одного актера.
Какие еще подобные невероятные вещи вам доводилось делать?
У меня целый месяц на балконе жил петух. Мне его подарили на день рождения. Каждое утро у меня начиналось в 5 часов. Мы его потом отдали на ферму. Это был невероятный месяц! Очень интересный опыт. И такие вещи постоянно происходят, они меняют взгляд на привычное.
Когда тренируешься, важно правильное питание и сон, грамотный отдых. А каким должен быть отдых для мозга?
Важно исходить из природных циклов. Настроиться на то, как устроен мир. Мир просыпается с солнцем. К вечеру мы устаем, приходим к расслабленному состоянию. И вот тут ум подвержен всему тому, что как раз уводит от отдыха. Почему никто утром не ходит в клубы, не танцует и не напивается? Ум по-другому настроен. Эти процессы нужно использовать во благо. Вставать раньше. Ложиться раньше. Лучше засыпать до полуночи, чтобы проснуться в другом дне.
Дисциплина помогает продуктивности. Вы легче фокусируетесь на задаче. Разбитый человек не может сфокусироваться, ему нужно долго настраиваться. Контроль даст вам верный вектор развития.
В заключение предложите, пожалуйста, какое-нибудь короткое упражнение, которое читатель сможет сделать прямо сейчас.
Вот упражнение, чтобы почувствовать границы своей креативности. Посмотрите на обложку книги «Кроссфит мозга».
Здесь семь раз повторяется простой контур. Но первый остался неизмененным, а другие дополнены и превращают базовый символ во что-то новое. Возьмите лист бумаги и нарисуйте простой символ — квадрат, кружок или треугольник — тридцать раз. А потом карандашом другого цвета дорисовывайте его. Используйте этот квадрат, кружок или треугольник как базу и дополняйте, создавайте что-то новое. В какой-то момент наступит ступор. Вот это и будет предел, ваш текущий уровень, за который нужно будет выйти. Повторение упражнения поможет вам постепенно отодвигать эту границу и становиться чуть креативнее.
Петух на балконе, носки в холодильнике и бесконечные «почему»: Игорь М. Намаконов о развитии креативности
2070 0 25.02.2019
Категорії:Інтерв'ю,Як це працює,
Читайте також
Творчий похід: куди йти за креативністю і як вона може змінити життя кожного
Як розвивати креативність в дітях, як стати художником в Україні, навіщо потрібно мистецтво – на ці та інші питання Platfor.ma спробує відповісти разом з Програмою студій для молодих художників PortArtStudio та «Новими продуктами». Та спочатку давайте розберемося, чому взагалі важлива креативність і що це таке.
23.10.2017 0
Якщо ви зареєстрований користувач і хочете додати коментар то вам потрібно увійти, або ви можете додати коментар нижче анонімно.