Новая образовательная реформа вызывает множество вопросов у учителей, родителей и директоров школ. К счастью, есть люди, способные найти на них ответ и обосновать важность перемен. Одна из них — Галина Тытыш. Она была редактором интернет-издания «Українська правда. Життя», а сейчас занимается общественной деятельностью: руководит ОО «Смарт Освіта» и является одной из основательниц ОО «Батьківський контроль». Галина — также главный редактор сайта «Нова українська школа», созданного совместно с Министерством образования, где пишут о всех нюансах новой реформы и отвечают на популярные вопросы.

Чему должны учить детей

Активно участвовать в образовательных превращениях в стране Галина с коллегами начали еще до нового закона. Тогда они вместе с Зоей Звиняцковской, Оксаной Макаренко и Иванкой Коберник решили бороться с глупостями, написанными в школьных учебниках их собственных детей. Вскоре мамы поняли, что необходимо разобраться со школьной программой в принципе. Так появилась ОО «Батьківський контроль». Двое из основательниц организации, Иванка Коберник и Оксана Макаренко, — сейчас советницы министра образования Лилии Гриневич.

У меня двое детей. Старший сын сейчас в пятом классе государственной школы, а младший ходит в частную. Я вижу колоссальную разницу. В государственной школе только и слышишь: нам нужно купить это и это, а в частной детей каждую неделю водят на экскурсии, они играют в магазин на уроках, лепят фигурки планет, чтобы изучить строение Солнечной системы. Такое обучение должно быть и в государственной школе.

То, как преподают в школе сейчас, не развивает так называемые soft skills — коммуникативные навыки, критическое и системное мышление, умение применять знания на практике и решать проблемы. А именно это в наибольшей мере нужно потом работодателю — общительные люди, умеющие справляться с трудностями.

Знания, полученные в школе, должны применяться в жизни, а ученик не должен действовать по принципу «зазубрил, сдал, забыл».

Сейчас школа не только не учит использовать знания, но еще и перегружает ребенка. Галина наводит любопытные цифры: «За первые девять лет обучения у детей на 70% возрастает количество заболеваний нервной системы. Все из-за большой нагрузки и постоянного стресса. Если подумать, у школьников гораздо более плотный график, чем у многих взрослых. Приходя домой, у них еще множество домашней работы».

Благодаря реформе длительность обучения в школе увеличится еще на год. 12-летнее образование — стандарт для многих европейских стран. Дополнительный год уменьшит нагрузку на школьников.

Как популяризировать реформу

«Как и любая реформа, эта не имеет стопроцентной поддержки и доверия у украинцев, — объясняет Галина Тытыш. — Здесь очень важно показать, что новая школа дает детям. Прежде всего, это безопасная среда, дающая как непосредственно знания, так и навыки социализации».

Для эффективной коммуникации реформы как раз и создан сайт «Нова українська школа», которым руководит Галина. Это совместный проект Министерства образования и ОО «Смарт Освіта».
Сайт помогает разобраться во всех нюансах образовательных перемен. Он предназначен как для родителей, так и для учителей и директоров школ. Здесь можно найти новости о том, как продвигается работа над реформой, методические рекомендации к урокам, почитать истории школ, где уже происходят перемены.
На сайте даже есть тест, который поможет проверить, насколько хорошо вы знаете новый закон об образовании.

Самый популярный раздел — «Є питання», где люди могут задать любой вопрос о реформе. За ответами журналисты идут к экспертам и авторам закона. Министерство обычно предоставляет разъяснения, которые публикуют на сайте, а если на отдельные вопросы ответов пока нет, авторы закона берут их в работу. Галина говорит, что благодаря такому сотрудничеству можно получить конкретные ответы на конкретные вопросы. Иначе бы рождались мифы или необоснованные догадки.

Недавно появился также раздел с анонсами тренингов и образовательных курсов для учителей и директоров школ. Некоторые из них организовывает ОО «Смарт Освіта». Один недавно прошел в Киеве — лекция психолога Светланы Ройз для учителей и директоров о том, как не выгореть на работе.

На семинар зарегистрировалось более 600 человек, а это говорит о том, что учителям нужны советы психологов, а нередко и психологическая поддержка.

Разнообразные тренинги нацелены не только на то, чтобы помочь учителям овладеть новой методикой преподавания, но и на обучение определенным тонкостям профессии. Например, как найти индивидуальный подход к ребенку или как разрешить конфликт с родителями.

Новая роль родителей

Когда деятельность организации «Батьківський контроль» только начиналась, Галине казалось, что родители должны сами следить за учебным процессом своих детей. Но государство и так довольно сильно контролирует школы различными аттестациями, сертификациями и кучей бумажной отчетности. При таком контроле учителя просто не могут нормально работать. Но родители могут сотрудничать со школой.

«Недавно у нас на сайте вышел текст Зои Звиняцкивской о роли родителей в новой школе. Раньше у них просили только денег, не интересуясь, кто эти люди и чем занимаются. А ведь у мам и пап может быть множество полезных контактов. Они и сами могут провести лекцию или организовать встречу с интересным человеком, помочь написать грант, чтобы получить дополнительное финансирование и тому подобное», — рассказывает Галина.

Теперь школы не обязаны полагаться только на деньги государства, а могут самостоятельно искать дополнительные источники финансирования и даже сотрудничать с бизнес-организациями. Например, найти деньги на то, чтобы сделать в школе канализацию. По словам Галины, у более 8% школ ее нет, а значит, дети вынуждены бегать в туалет на улицу.

Как понять, что в школах что-то изменилось?

«Об этом вам расскажут ваши дети, ведь им станет на уроках интересно, — говорит Галина. — Мой сын, который учится в частной школе, рассказывал, как они на уроке играли в магазин, учились считать сдачу и переводить копейки в гривны».

В новой школе игра будет неотъемлемой частью урока. Все игры будут иметь определенную образовательную цель. Галина Тытыш говорит, что спрогнозировать темпы развития школ сложно. Какие-то из них уже ищут возможности, как становиться прогрессивными, а в других дело стоит. Многое зависит от инициативности учителей и директоров. Если они возьмутся за свою школу, мы точно увидим положительные изменения.

Этот материал был подготовлен в рамках Программы межредакционных обменов при поддержке Национального фонда демократии NED.