Это было не так просто: первый и единственный раз журналисты из России были в «Эгалии» четыре года назад. А потом написали что-то настолько кошмарное, что основательница школы Лотта Райялин до сих пор вспоминает с содроганием. Так что мне предстояло пройти допрос и завоевать доверие людей, которые до сих пор получают угрозы физической расправы. Разумеется, за то, что «промывают мозги детям» и превращают их в геев. Даже с фотосъёмкой всё обстояло так, словно я попал в секретную лабораторию. Детей запрещено снимать даже со спины, в кадре могут быть только их руки и ноги, а некоторых нельзя фотографировать даже так.
Ни один ребёнок не должен быть опознан, так как многие дети в школе под вымышленными именами
С другой стороны, это вполне в концепции школы: глядя на фото, вы видите не девочку или мальчика, а просто ребёнка.
Ещё перед поездкой меня удивило вот что: Egalia входит в список «14 самых инновационных школ в мире» по версии Business Insider, хотя абсолютно никаких привычных инноваций там нет. Я увидел два этажа, заполненные детьми от одного года до шести лет. И много книг.
Школа Egalia
Через них в школе происходит всё образование, а каждая была подобрана лично Лоттой Райялин. Первая взятая мной с полки книга была посвящена разным типам семей: вот на одной странице семья «чайлдфри», на другой разведённые родители, на третьей ребёнок с двумя мамами.
«Это книги о том, что происходит в жизнях детей. К примеру, о грустном отце. Смотрите, на картинке папа плачет. Хорошо, если дети поймут: мужчины могут грустить так же, как и женщины. Вот эта книга о бездомном, который просит милостыню на улице. Дети видят таких людей повсюду в Стокгольме, и нам необходимо об этом говорить. Вот книги по истории — о знаменитых женщинах. Ведь обычно нам рассказывают об исторических личностях-мужчинах. Вот книга о девушках-пиратах, поскольку мы привыкли видеть пиратами только мужчин. Если ты всё время будешь видеть только хрупких девочек и сильных мальчиков, то будешь думать, что именно так мир и устроен».
Лотта Райялин, основательница школы Egalia
Наконец, главное: «оно». Дети действительно могут выбрать как к ним обращаться — по имени, «он», «она» или Hen. По сути, это действительно средний род, только непереводимый ни на один язык. «Оно» по отношению к человеку, а не вещи. Ближаший аналог в русском — просто «человек». Как если бы мы говорили о «прибытии стражей порядка», не уточняя приедет мужчина или женщина.
Я всё прислушивался к себе: что я сам думаю об этом? И понял, что есть некоторые вещи, с которыми я не могу не согласиться. Например, с тем, какую картину мира рисуют современные детские книги.
«Там ведь обычно один и тот же типаж — принадлежащая к „среднему классу“ пара, у обоих белая кожа и светлые волосы, — сказала мне учительница Ана Родригес. — Но у нас учатся дети в семьях с двумя мамами или те, кто растёт без отца. И если в школе не будет книг со всеми этими историями, то такие дети никогда не почувствуют себя частью этого мира. Это очень важная часть становления идентичности: не чувствовать себя инопланетянином».
Что мне понравилось, так это то, что Hen использовать необязательно. Более того: учителя в «Эгалии» очень аккуратны даже с прилагательными вроде «милая» или «сильный». Учителя здесь говорят: если однажды ты услышал, что талантливый в чём-то, будет страшно совершить ошибку и ты остаёшься под грузом этого образа в глазах других. Это прилипает к твоей личности как стикер.
Учительница Ана сказала мне: сегодняшняя школьная система устарела, и недостаточно просто учить детей считать и читать.
Главный навык, который можно приобрести в дошкольном образовании, — самооценка и знание своих прав
«Самооценка важнее навыка писать, читать и считать. Криминал и радикализация происходят как раз из-за неуверенности в себе, которую ты пытаешься чем-то прикрыть», — сказала мне Ана.
И, к слову, в этой школе я услышал самый необычный ответ на вопрос «для чего нам сейчас нужна школа». Это место, где ты сможешь научиться взаимодействовать с самыми разными людьми.
«Я думаю, смелость задавать вопросы системе и открыто говорить о своих правах и чувствах — то, что необходимо нашему обществу сегодня и в будущем. Мира, в котором жила когда-то я сама, больше не существует. Он стал более разнообразным, мы иначе живем и иначе создаём семьи. Но школы в Швеции и во многих странах по всему миру выпадают из развития общества. Нам, учителям, нужно делать сложную работу — менять себя и развиваться. Тебе нельзя работать преподавателем, если ты не заинтересован в изменениях. Потому что твоя роль — помочь самым разным людям оставаться вместе и искать пути решения конфликтов. У нас у всех одна планета и нам нужно научиться жить друг с другом».
Лотта Райялин
Наверное, ради того, чтобы это понять, сюда и приезжают люди со всего мира: в прошлом году — премьер-министр Афганистана, при мне в школе находятся учительницы из Германии и Словакии, а неделю спустя после меня должны будут приехать преподаватели из Саудовской Аравии. «Я считаю, каждому нужно здесь побывать», — сказала мне немецкая учительница.
Лотта Райялин советует каждому провести эксперимент: на 24 часа отказаться от слов «он» и «она» и посмотреть, что изменится за это время в вашем восприятии мира. Примерно то же самое происходит, если дать собственной волне эмоций пройти и попытаться ненадолго посмотреть на школу «Эгалия» без оценок.
Более подробно о поездке Александра Мурашева в Egalia и самые интересные в мире школы — в книге «Другая школа». Отрывок из главы о педагогике Шалвы Амонашвили можно почитать тут, а про детский творческий лагерь «Камчатка» в Эстонии здесь.
Якщо ви зареєстрований користувач і хочете додати коментар то вам потрібно увійти, або ви можете додати коментар нижче анонімно.