Osvitanova.com.ua

Усвоение знаний на уроках невозможно, если в классе нет дисциплины и атмосферы, в которой каждый чувствует себя безопасно и комфортно. Предлагаем несколько игр по Classroom Management, которые помогут в этом.

«Что у нас похожего?»

Продолжительность — 10 минут

Учитель раздает детям карточки с вопросами о вкусах, предпочтениях, привычках или семье. Например: «Какое твое любимое животное?», «Есть ли у тебя братик или сестричка?», «В котором часу ты обычно ложишься спать?»

Если это ученики, которые только учатся читать и писать, можно использовать карточки с простыми картинками, по которым понятно, о чем речь. Например, карточка, где нарисованы кот и пес. Или карточка с квадратиками разного цвета, если речь о любимом цвете.

Дети пишут ответы или просто думают над ними непродолжительное время, а затем начинают хаотично ходить по аудитории, выбирать себе пару и обсуждать, насколько похожи или различны их вкусы. Важно, чтобы ученики не стеснялись выбирать партнера для общения самостоятельно. Однако учитель может ограничить время общения каждой пары (например, 2 минуты), а затем попросить подойти к другому однокласснику.

Зачем?

Игра сплачивает коллектив, помогает детям больше узнать об одноклассниках. Найти тех, чьи вкусы им импонируют. В то же время упражнение учит, что у каждого могут быть свои предпочтения, но это не мешает общаться и быть друзьями. Самые младшие ученики начинают на самом простом уровне аргументировать свои предпочтения и представлять информацию в форме, интересной для других детей.

Упражнение также помогает уменьшить неуверенность в себе. Стеснительных детей вовлекают в диалог более общительные напарники, таким образом начинает действовать механизм взаимопомощи и взаимоподдержки.

«Кто меня слышит?»

Продолжительность — 2-3 минут

Учитель говорит: «Кто меня слышит, похлопайте раз» и хлопает в ладоши. Затем продолжает: «Кто меня слышит, похлопайте два». Игра продолжается до того момента, пока дети не начнут хлопать все вместе, синхронно.

Зачем?

Этот простой инструмент помогает быстро установить тишину в классе без негативных эмоций и повышения голоса. Дети привыкают к этому маленькому учебному ритуалу, а затем охотнее успокаиваются, когда вы проводите игру.

Позвольте детям использовать ваш метод, если у них есть потребность и желание донести до одноклассников важную информацию. Например, на перемене. Или во время подготовки к школьным конкурсам либо соревнованиям. Ученики должны осознать, что мнение каждого — важно. И стоит прислушаться, если кто-то просит минуту полной тишины.

«Дом, белка, катастрофа»

Продолжительность — 5-15 минут

Ученики делятся на группы по трое. Двое из них становятся рядом и поднимают руки так, чтобы образовалась «крыша». Они — это «дом». Между ними становится третий ребенок — «белка».

Когда учитель говорит: «Белки!», все дети-«белки» ищут себе другой дом. Когда учитель говорит: «Дом!», ученики, которые образовывали «крыши», быстро ищут себе новые пары, чтобы создать с ними новые «дома». А когда учитель говорит: «Катастрофа!», то все меняются ролями. То есть «белки» становятся «домами», и наоборот.

Зачем?

Игра положительно влияет на взаимоотношения в классе. Ведь через нее дети учатся взаимодействовать как группа, команда, в которой есть место для каждого. Кроме того, упражнение помогает удовлетворить потребность в движении, что особенно актуально для активных младших школьников.

«Волшебная шляпа»

Продолжительность — 10 минут

Дети пишут свои имена и фамилии на отдельных клочках бумаги. Эти клочки кладут в шляпу или коробку, перемешивают. Каждый по очереди вытягивает по одному клочку. Ученику, чье имя вытащили и назвали, говорят хорошие слова или пожелания. И так до последнего клочка в шляпе.

Зачем?

Такие простые задания с детства учат внимательности к другим и эмпатии. «Волшебная шляпа» помогает не оставить без внимания ни одного ребенка в классе. Игра также формирует у учащихся понимание того, что все они — равны для учителя, потому что находятся в одинаковых условиях, с тем же заданием. И, конечно, приятные слова подбадривают и создают хорошее настроение в коллективе на весь день.

«Монетка для тишины»

Продолжительность — 3-7 минут

Дети рассаживаются в небольшие группы по 5-7 человек. Учитель предупреждает, что основное условие для этой игры — полная тишина. Нельзя переговариваться или подсказывать.

Первый ребенок кладет монетку на любой палец. Задача соседа — забрать эту монетку и передать ее дальше по кругу, используя только один палец. В той группке, где нарушили тишину, монетку возвращают к первому ребенку и начинают заново. Побеждает группа, которая быстрее передала монетку по кругу.

Зачем?

Упражнение поможет детям самоорганизоваться и действовать как команда. Однако за счет тишины каждый осознает, что даже в команде часто нужно думать и принимать решения самостоятельно. А еще — понимать друг друга без слов. После окончания игры позвольте детям несколько минут обсудить свои успехи и неудачи. Однако следите, чтобы обошлось без взаимных обид, а критика была объективной.

«Я люблю…»

Продолжительность — 5-10 минут

Игру начинает учитель, который становится в центре комнаты, протягивает две руки в разные стороны и говорит: «С одной стороны — я люблю яблоки, а с другой стороны — я люблю рисовать». Тот или та, кто тоже любит яблоки, подходит и берет учителя за руку и продолжает: «С одной стороны — я люблю яблоки, а с другой стороны — я люблю снег». Так продолжаем играть, пока к этой цепочке не присоединятся все дети.

Зачем?

Игра создает приятную атмосферу в классе, учит искать единомышленников и уменьшает напряжение. Ученики больше узнают друг о друге и учатся искать, что у них общего. Это важно для комфортного взаимодействия всех детей в классе.

«Кого я вижу?»

Продолжительность — 5 минут

Учитель делит детей на две группы, которые становятся по разные стороны комнаты. Между ними вешаем простыню или ткань. Обе группы должны стать так, чтобы вообще не видеть соперников.

Каждая группа тихо договаривается, какой участник станет ближе к заслоне. Учитель опускает ткань. Участники, которые стоят первыми в своих группах, должны как можно скорее назвать имя того, кто стоит напротив, в другой группе.

Тот, кто называет имя соперника первым, выигрывает и забирает ученика к себе в команду. Играем до момента, пока все не окажутся в одной команде.

Зачем?

Если играть в эту игру в начале учебного года, то такие активности помогают изучить или вспомнить имена всех детей в классе. В другое время игра развивает внимательность, учит быстро реагировать на любую ситуацию. Финал игры помогает детям понять, что на самом деле они — не соперники друг другу, а коллектив.

Поширити у соц. мережах: