Согласно Конституции, все просто: Украина — светское государство, в котором школа отделена от церкви. На деле их отношения гораздо сложнее. В июле 2015 года был подписан законопроект №1447, позволяющий религиозным организациям создавать учебные заведения, включая школы. По мнению президента, закон обеспечил право верующих родителей воспитывать детей в соответствии со своими религиозными убеждениями. Журналист Platfor.ma Александр Михедов выяснил, что изменилось за два года, и узнал у родителей и чиновников и представителей церкви, есть ли, по их мнению, в школе место для бога.

Согласно отчету Министерства образования и науки Украины, после принятия закона у Украинской православной церкви московского патриархата появилась всего одна общеобразовательная школа, а количество воскресных увеличилось на 280 заведений. Киевский патриархат за это же время зарегистрировал 175 новых воскресных школ.

Три общеобразовательные школы открылись для детей католиков и адвентистов. Количество воскресных школ у обеих конфессий выросло незначительно.

Выбор за родителями

В обычных школах в 2016–2017 годах предметы духовно-морального направления преподавали в 6270 учебных заведениях, что составляет 38,16% от общей численности школ Украины. Преподавание охватывает 603 800 учащихся разных классов. Эти данные приводит Юрий Решетников, заместитель председателя Общественного совета по вопросам сотрудничества с церквями и религиозными организациями при МОН Украины.

«"Основы христианской этики", "Библейская история и христианская этика", "Христианская этика в украинской культуре" преподаются практически во всех областях Украины. В то же время существует значительное количество авторских и региональных программ. Все они прошли экспертную оценку и имеют соответствующий гриф министерства, а сегодня идет разработка программы по мусульманской этике», — рассказывает он.

Главный специалист Министерства образования и науки Раиса Евтушенко подчеркивает, что «право выбора подобного предмета остается за родителями». По их желанию он может стать обязательным. Для этого необходимо, «чтобы все родители в классе написали заявления, чтобы их детям преподавали такой курс». «Такие случаи нередки во Львовской, Тернопольской и Ивано-Франковской областях», — рассказывает она. Но при отказе хотя бы одного родителя, предмет будет преподаваться только на факультативных началах.

Евтушенко рассказывает, что в школах Западной Украины «Христианская этика» появилась еще в 1992 году по инициативе родителей. Но даже в этих традиционно религиозных регионах у предмета есть немало противников. 

Не все то добровольно, что факультатив

В мае 2016 года тернопольский юрист Татьяна Семусь создала петицию об отмене изучения «Христианской этики» в общеобразовательных школах. Автора возмутила дискриминация в отношении детей, чьи семьи исповедуют другую религию или не исповедуют вовсе. По словам Семусь, факультативы проводились не в послеурочное время, а посреди учебного дня. К тому же в школах присутствовала христианская символика. Петиция собрала нужное количество подписей, местный исполком рассмотрел ее – и отклонил.  

В том же году львовские мусульмане возмущались «Христианской этикой» в школьной программе. На сайте Управления образования Львовского горсовета можно найти копию приказа, который обязывает местные школы «подвинуть» учебные планы и уступить место «Основам христианской этики».

Некоторое навязывание факультативов встречается и в киевских школах. Мать четырехклассницы Кристина Абрамовская рассказывает, что в 94-й школе «Эллада», где учится ее дочь, мнение родителей по этому вопросу не учитывалось. «Дочь в 4-м классе, и уже с 3-го у них ввели факультативные уроки православной этики. Это было на продленке, и даже если родители были против (как я, к примеру), то ребенок все равно был на уроке, и у него возникали вопросы. Я, как атеист, считаю, что такие уроки православия однобокие и что я бы предпочла историю религии – все равно детям  нужно знать культурный контекст, который предоставляют мировые верования, — говорит Кристина.

Что пишут в учебниках

Существует список учебной литературы, рекомендованной МОН Украины.

Вот, например, цитата из учебно-методического пособия «Библейская история и христианская этика»:

Кроме того, авторы пособия рекомендуют встречаться со священником. Они также считают, что необходимо сроднить дух ребенка с церковью, поскольку спасение только в ней.

Европейский опыт

Вопрос религии в школе традиционно делит общество на два лагеря. Для одних это грубое навязывание веры, ограничение свободы выбора и даже новая статья расходов для родителей. Их верующие оппоненты убеждены в необходимости предмета на постоянной основе и ссылаются на падение духовности и европейский опыт. Это кивание в сторону Европы небезосновательно, но с небольшой оговоркой — в западных странах родителям и школьникам предлагают альтернативный предмет.

В Германии изучение религии гарантировано государством. Основным принципом является разделение по религиозному принципу, т.е. школьник, чья семья исповедует другую веру, может выбрать вместо религии этику или философию. В Польше, несмотря на ее религиозность, религия или этика на выбор преподаются на добровольной основе. В Финляндии изучение религии обязательно как для общеобразовательных, так и для старших и средних школ. Ученики, не принадлежащие к какой-либо конфессии, могут выбрать светскую этику.

Мнение общества

Мы спросили родителей, чиновников и представителей УПЦ, нужна ли по их мнению религия в украинской школе, и в каком виде она должна преподаваться для детей.

Марина Алтынникова, мама двоих детей (5 и 2 года), домохозяйка

«Для меня религия в школе в качестве отдельного предмета может существовать в двух формах: религиоведение (помнится, в мое время предмет назывался «история религий») и теология. Изучая религиозные течения, их философию, обстоятельства возникновения, мой ребенок действительно может расширить свой кругозор, возможно, попытаться понять культуру других стран. Но я точно буду категорически против второго. Теология и изучение Библии для меня псевдонаука, не заслуживающая полемики, а при условии разности взглядов на это каждой отдельной семьи (да и внутри семьи бывают разногласия) такого рода религия в школе — нонсенс. В конце концов, каждый имеет право верить в своего бога, а кто-то и в Теорию Большого взрыва».

Ольга Лавитская, мама двоих детей (1,5 и 4 года), дизайнер

«Для меня важно, чтобы мои дети были способны понимать людей с разными взглядами и принципами. Если мы знаем об обычаях, традициях других людей, то мы лучше их понимаем. Это как необходимость учить разные языки. Потому я считаю, религиозное образование нужно, но в просветительском понимании. Необходимо познакомить со всеми ключевыми религиями. И нужно это сделать это достаточно развёрнуто и многоаспектно. Мало знать, как называется тот или иной бог. Нужно понимать, что значат разные праздники, традиции, почему есть разные запреты и требования. Эти знания столь же важны, как и умение себя вести в обществе.

Только сегодня утром меня посетила мысль о том, как мало мы знаем о иудаизме. Вот я совсем ничего не знаю, кроме названия «Рош Ашана». А это традиция культуры, близко живущей со мной. У меня есть знакомые евреи, но я все равно плохо понимаю их культуру.  Поэтому считаю, для развития либерального, открытого и равного общества необходимо проводить такие религиозные уроки. Но принципиально важно равное освещение всех религий».

Татьяна, мама 7-летней дочери

«Религия как предмет должна помочь привить школьникам правильные ценности в жизни, мораль, нравственность. Она имеет место быть, например, наряду с другими теориями происхождения земли, человека. Если мы говорим о культуре и этике религии в повседневной школьной жизни, с «послушанием и смирением», то на мой взгляд, это должна быть специализированная школа с определенным уклоном православия. Я за предмет основы религии в школе, но не раньше пятого класса».

Раиса Евтушенко, главный специалист Министерства образования и науки

«Министерство уделяет значительное внимание изучению курсов духовно-нравственной направленности, в том числе факультативных курсов по христианской этике, поскольку их изучение способствует формированию у детей традиционных для Украины христианских ценностей: истины, благочестия, добра, любви, красоты, достоинства, долга, чести и совести.

На данный момент перечень учебных курсов этой тематики расширился, и ученики имеют возможность изучать такие предметы по выбору: «Христианская этика в украинской культуре», «Основы православной культуры», «Христианская этика», «Христианская культура», «Этика: духовные основы», «Библейская история и христианская этика», «Основы христианской морали и этики» и тому подобное».

Информационно-просветительский отдел УПЦ московского патриархата

«Христианское воспитание формирует здоровую духовность и мораль будущего поколения. Оно обеспечивает фундамент духовно богатой и нравственно зрелой личности, которая бы стала полноценным и достойным членом общества. Кроме того, изучение названных дисциплин способствует формированию у детей традиционных для Украины христианских ценностей. Учит осознавать и ценить православную культуру Родины».