Как вырастить счастливых и самостоятельных детей, сколько времени нужно на воспитание новых привычек, рассказал Игорь Каратунов, руководитель «Академии самостоятельности и ответственности», отец пятерых детей.

«Академия самостоятельности и ответственности» - школа-пансион, где дети живут и учатся в интенсивном режиме. Не летний лагерь, а всесезонный проект.

Как появилась идея организовать школу на дому?

Задумался про альтернативное образование после появления троих младших детей. Уже знал, что эффективность обучения в обычной школе равна 20% от потраченных сил и времени, поэтому решили организовать школ на дому. Работаем уже 7 лет.

Я изучил много литературы по психологии и воспитанию детей, размышлял над воспитанием. Хочу, чтоб мои дети были счастливы. Нужно научить их, как достичь этого состояния самостоятельно, а не просто дать то, что они сейчас хотят. Ведь каждый ребенок по-настоящему счастлив, когда самостоятельно делает успехи, гордится достижениями, умеет вести себя в компании. Cоветую прочитать книгу Михаи Чиксентмихайи “Поток. Психология оптимального переживания”.

Почему школа называется «Академия самостоятельности и ответственности»?

Жизненный опыт показал, что успешней и счастливее тот, кто постоянно развивается, совершенствует свои навыки. Это возможно только если у человека воспитан “характер” – самостоятельность,  умение владеть собой, делать то, что нужно сейчас, и откладывать, то что хочется. В Академии мы реализуем концепцию Character-Based Education. Выдержка, самоконтроль, оптимизм, социальный интеллект, благодарность, энергичность, любознательность – вот те черты, которые тренируем в детях. Такой подход гарантирует, что ребенок не застрянет в детстве.

Character-Based Education - обучение сосредоточено на построении основополагающих ценностей, которые будут определять характер учеников, а не просто стремиться к временным, видимым результатам. Он направлен на то, чтобы помочь решить поведенческие проблемы, а также улучшить успеваемость, позволяя позитивным ценностям влиять на процесс принятия решений студентом.

Обучение на основе персонажей побуждает учащихся участвовать в процессе мышления для себя и принимать мудрые решения не только в классе, но и в жизни. Он отличается от традиционной модели образования тем, что здесь цель состоит не в том, чтобы просто создавать больше учеников, которые получают хорошие оценки, но и для создания целостных будущих лидеров с прочными ценностями, которые успешно будут делать позитивный вклад в общество.

Как проходит обычный день детей в школе?

Важная часть нашей педагогической работы - режим дня, уход за собой, разнообразная физическая активность, в том числе утренняя зарядка, ежедневные длительные пешие прогулки, закаливание.

Занятия в Академии проходят в течение всего дня, а не до обеда, как в других школах. Чередуем занятия и физическую нагрузку с отдыхом и играми, чтобы дети не переутомились. Поэтому к нам трудно привести ребёнка на несколько часов и забрать. Но мы приветствуем, когда родители забирают детей для конкретного проекта - совместный поход в лес, кино или театр, помощь в сборе урожая.

Учебная программа формируется индивидуально под каждого студента, соответственно их уровню по каждому предмету. Должно быть трудно, но возможно выполнить, чтобы сохранился интерес. Каждый ребенок соревнуются с собой вчерашним.

У нас нет деления на классы или группы по возрастам. На занятиях дети работают индивидуально - каждый над своим заданием. Но по мере необходимости дети объединяются в небольшие команды для работы над конкретным проектом или бытовым заданием.

Кроме стандартной школьной программы мы предлагаем занятия в музыкальной комнате (там есть фортепиано, несколько струнных инструментов и ударная установка), программирование, верстка сайтов, радиотехника, архитектурное проектирование и дизайн, различные виды рукоделия, групповые игры и другие.


В настоящее время Академия обосновалась в большом загородном доме в лесу, недалеко от берега реки Стугна в Киевской области. Дети много времени проводят на свежем воздухе.

Кто учится в Вашей школе?

За 7 лет существования Академии обучались дети из Украины, России, Бахрейна, Японии и Германии. Мы приглашаем детей от 7 до 12 лет, обучающихся на русском, украинском, английском языках, вне зависимости от гражданства.

90% учеников - это проблемные дети (отстающие от ровесников, капризные или с игровой зависимостью). Также здесь интересно учиться тем, кто быстро усваивает  учебную программу в школе и нуждается в дополнительной нагрузке.

Во время учебного года дети закреплены за госшколами по месту жительства с поддержкой дистанционного образования или любой другой, где в течении года сдают контрольные и аттестуются за соответствующий класс.

Кто обучает детей игре на гитаре, программированию...?

Весь процесс обучения у нас направлен на создание условий, при которых ребенок захочет получать знания сам или у него будет потребность их получить. Естественный процесс обучения происходит в момент критической необходимости. Это кардинально отличается от подхода, когда дети делают, чтоб не расстроить наставника, или следует примеру массы.

На дополнительных занятиях мы все делимся своими умениями. Часто дети сами осваивают игру на инструментах или обучаются другим хобби через интернет-видео. На изучение школьных предметов они тратят всего 4-5 часов в день, поэтому остается много времени для освоения других навыков. Например, один студент самостоятельно освоил игру на гитаре за год и даже получил признание молодежного музыкального фестиваля.      

Как на психологическом уровне дети переносят переезд в пансион?

Мы гарантируем отсутствие хронического стресса у детей. У них нет страха от того, «спросят» или не «спросят», «накажут» или «нет». Ребёнок хорошо знает правила и может их нарушить только в том случае, если готов к последствиям. Он четко понимает, что его ждет завтра, потому что сам составил план на следующий день. Поначалу ребенок может сопротивляться, но со временем перестает, потому что правила непоколебимы для всех. И тогда начинает тратить энергию на творчество.

Известно, что теплота семейных отношений на 90% зависит от соблюдения договоренностей всеми членами семьи. А здоровье, в свою очередь, на 60% зависит от взаимоотношений в семье и на работе.

У детей есть свои органайзеры для планирования дня?

Мы пользуемся электронной программой, которую разработали сами с детьми! Это что-то похожее на “Джиру”. Дети сами планируют, когда им заниматься школьными предметами, а когда своим хобби.

В электронном органайзере они отмечают начало и конец определенного занятия. Каждый движется по своей траектории. Поскольку делают все сами, то учатся на естественных последствиях. Например, долго собирался - не успел пойти на рыбалку. Искусственных условий вроде «Если будешь долго собираться, то…» у нас нет. У родителей есть электронный доступ к успехам и деятельности их детей.

Я видела, что Вы участвовали в обучающих лекциях для родителей. Хотели бы продолжать работу в этом направлении?

Я с удовольствием поделюсь опытом, но пока что это очень неэффективно. Как показала практика, только в редких случаях родители могут продолжить то, что мы не только проговорили, но и практиковали с ребенком, например, на протяжении трех месяцев. После того как ребенка, уже делающего значительные успехи в учебе и в организации своего дня, забрали домой на летние каникулы, которые он проводил с родителями и у бабушки, все вернулось к прежнему режиму и практически все достижения были сведены на нет. Потому рекомендую проводить в нашей школе 2-3 года, чтоб закрепить привычки.

Но даже при минимальном периоде пребывания в нашей среде я гарантирую результат. Мы наблюдаем у студентов стремительный рост в успеваемости и организации своего дня, овладении новыми навыка. Вопрос в том, смогут ли родители поддерживать такой подход дома.

Алина Попсуй, “Освіта Нова”