Osvitanova.com.ua

У родителей нет единого мнения о влиянии гаджетов и интернета на детей: одни считают, что время на технологии нужно ограничивать, другие в детской активности в сети не видят ничего страшного. А что же говорят ученые? Своими данными и выкладками делится Джин М. Твенге, профессор психологии Государственного университета Сан-Диего, которая занимается исследованиями поколенческих различий на протяжении 25 лет. Об этом Джин М. Твенге написала книгу «iGen: Почему нынешние подростки с «суперподключением» растут менее бунтарскими, более толерантными, менее счастливыми и совершенно не подготовленными к взрослой жизни, и что это значит для всех нас«, которая выходит из печати в конце августа.

Обычно черты, определяющие то или иное поколение, появляются постепенно. Миллениалы, например, крайне индивидуалистичны, но эта характеристика усиливалась еще со времени бэби-бумеров. Во время моих исследований я привыкла к постепенно повышающимся и понижающимся кривым графиков, пока не начала исследовать поколение Z, детей, которым сейчас 13 лет. В 2012 году я обнаружила резкий сдвиг в поведенческих и эмоциональных паттернах подростков, многие яркие характеристики миллениалов стали исчезать. В данных, которые я накопила за эти годы, — а некоторые из них тянутся еще к 1930-м — я никогда не видела ничего подобного.

Так в чем же разница?

Перепроверяя мои догадки национальными исследованиями, я подтвердила, что изменения в поведении поколений не только количественные, но качественные. Самая большая разница между миллениалами и прежними поколениями заключалась в их мировоззрении, нынешние подростки отличаются не только этим, но и тем, как они проводят все время. Их ежедневный, бытовой опыт радикально разнится от того, что испытывают люди, буквально на несколько лет старше этих подростков. Что же случилось в 2012 году, чтобы привести к такому драмактичному изменению поведения? 2012-й — время после «Великой рецессии», официально длившейся с 2007 года по 2009-й и оказавшей большой эффект на миллениалов, которые пытаются найти себе место в мире падающей экономики. Но 2012 — это еще и год, когда пропорция американцев, имеющих смартфон, перевалила за 50%.

Чем больше я исследую 13-летних детей, тем яснее становится, что их поколение определяется смартфонами и сопутствующим им подъемом социальных сетей. Это поколение я называю iGen. Его представители, родившиеся с 1995 по 2012 гг., вырастают со смартфонами в руках, заводят Instagram-акаунты в средней школе и не помнят времени до интернета. Миллениалы, конечно, тоже выросли с сетью, однако она не всегда присутствовала в их жизнях, не везде доступна, не днем и ночью. Самые старшие представители iGen были подростками в 2007 году, когда был представлен iPhone. И сейчас, согласно опросу этого года, три из четырех американских подростков имеют именно этот смартфон.

«Время экрана»

Как только появились смартфоны и планшеты, сразу же последовали исследования о вреде «времени экрана». Но влияние гаджетов еще не осознали в полной мере, его масштаб больше, чем просто появление «клипового мышления» с коротким циклом внимания. Появление смартфонов радикально изменило каждый аспект жизни тинейджеров — от способов коммуникации и до психического здоровья. Эти изменения касаются каждого подростка, неважно, в какой стране он живет, и какой доход имеет его семья. Дети, живущие в смартфонах, есть везде, где расположены вышки мобильной связи.

Некоторые поколенческие изменения являются позитивными, некоторые — негативные, большинство же из них двоякие. Нынешним подросткам комфортнее лежать в кровати, чем ехать на машине или пойти на вечеринку, физически им живется безопаснее, а к алкоголю они менее склонны, чем любое из предыдущих поколений. Психологически же подростки более уязвимы, чем миллениалы: с 2011 года уровень депрессии и суицидов взлетел до небес. Не будет преувеличением сказать, что iGen находится на краю психического кризиса, самого жесткого за десятилетия. И львиная доля этого кризиса находится в их телефонах.

Никогда ранее единственный фактор не определял поколение целиком. Методы воспитания продолжяют меняться, так же, как и образовательные программы и культура, и эти вещи важны. Но этот двойной подъем смартфонов и социальных сетей создал землетрясение такой магнитуды, которая не наблюдалась длительное время, если не никогда. Гаджеты в руках молодежи имеют глубинный эффект на ее жизнь — и делает подростков очень несчастными.

Какие тенденции мы наблюдаем

Они не взрослеют. Стремление к независимости в подростках прежних поколений было всеобъемлющим. Однако это не работает с нынешними подростками, которые менее склонны покидать родительские дома. Сдвиг поразительный: выпускники в 2015 году меньше уезжали из дома, чем восьмиклассники в 2009 году.

Они не ходят на свидания. В 2015 году только 56% выпускников ходили на свидания, в то время как этот показатель для бэби-бумеров и поколения X составлял около 85%.

Они менее сексуально активны. В США самый резкий спад сексуальной активности наблюдается у девятиклассников, их количество сократилось на 40% с 1991 года. В среднем первый секс у нынешних подростков случается в 11 классе, на год позже, чем у поколения X. Это радикально повлияло на последствие этого опыта — подростковые беременности: в 2016 году зафиксирован их исторический минимум, снижение на 67% по сравнению с тем же 1991 годом.

Они не водят. Даже вождение автомобиля, этот символ взросления американских подростков, потерял свое очарование для современного поколения. Почти все бэби-бумеры имели права по окончанию школы, сейчас один из четырех подростков их не имеет. Даже некоторые студенты не видят в этом нужды, ведь их мамы и папы хорошие шоферы, и им так удобно.

Они не работают. Раньше множество подростков зарабатывали себе карманные деньги. Но поколение iGen менее склонно к зарабатыванию и управлению своим бюджетом. В поздние 1970-е 77% старшеклассников подрабатывали на протяжении учебного года, в средине 2010-х эта цифра упала до 55%. Количество подрабатывающих восьмиклассников сократилось вдвое.

Что же они делают все это время?

С 2000 по 2015 год количество подростков, которые каждый день встречаются с друзьями. сократилось более чем на 40%, этот спад был особенно сильным в последнее время. И это значит не только меньше посиделок с друзьями, но и меньше выходов просто погулять — во двор, на площадку — все это сменилось виртуальным пространством в приложениях и сети.

Вы можете предположить, что эти новые технологические штучки делают подростков счастливыми, но большинство исследований показывает, что это не так. Национальным институтом по наркотической зависимости был проведен масштабный опрос под названием Monitoring the Future. Каждый год, с 1975 года на анкету с тысячей вопросов  отвечали старшеклассники американских школ. В анкете спрашивали о том, насколько подростки счастливы, и как они проводят свободное время. Результаты очевиднейшие: дети, которые проводят время со смартфоном, менее счастливы, чем те, кто не смотрит в экран. И нет ни единого исключения — все виды активности в сети связаны с несчастливым ощущением. Восьмиклассники, которые проводили в интернете десять часов в неделю, на 56% несчастнее, чем те, кто этого не делал. И наоборот: те, кто проводил в среднем больше времени, лично встречаясь с друзьями, на 20% счастливее, чем те, кто этого не делал.

Чем это грозит?

Влияние смартфон-активности однозначно: чем больше времени подростки проводят в сети, тем скорее у них появляются симптомы депрессии. У восьмиклассников, которые много времени проводят в соцсетях, риск депресии повышается на 27%, и он резко снижается, если подросток занимается спортом или даже делает домашнюю работу.

Подростки, которые проводят со смартфоном более трех часов в день, на 35% больше подвержены риску совершить суицид. На растущую изоляцию нынешних детей указывает то, что с 2007 года уровень убийств среди подростков снизился, а уровень самоубийств повысился. Так как они проводят меньше времени вместе, то и меньше склонны убивать друг друга, и более склонны убить себя. В 2011 году, впервые за последние 24 года, уровень подростковых самоубийств стал выше, чем уровень убийств.

Эта тенденция особенно сильна среди девочек. За период с 2010 по 2015 гг. количество девочек, которые чуствуют себя покинутыми, повысилось на 48%, в то время как этот показатель у мальчиков повысился на 27%. Девочки больше используют социальные сети, и чувствуют себя более одинокими, когда видят своих друзей и одноклассников, собирающихся вместе без них. Когда девочка что-то постит на своем аккаунте в соцсети, она больше ждет лайков и позитивных комментариев. Девочки также несут основную тяжесть симптомов депрессии. В период с 2012 по 2015 год симптомы депрессии у мальчиков повысились в 21% случаев, в то время как у девочек этот уровень смоставляет 50%. Рост суицидов также больше выражен у 12-14-летних девочек — он трехкратный, по сравнению с двухкратным у мальчиков в 2007-2015 гг. Этот тяжелый исход для девочек-подростков может объясняться тем, что они больше сталкиваются с кибербуллингом. Мальчики предпочитают выяснять отношения физическими методами, а девочки — подрывая статус и отношения жертвы в соцсетях. 

Смартфоны влияют и на сон подростков — многие из них спят менее семи часов. Эксперты по сну говорят, что норма сна для подростка — девять часов, и у тех, кто спит меньше семи часов, развивается депривация сна. С 1991 года уровень недосыпания среди детей повысился на 57%, а только за 2012-2015 гг количество детей,спящих меньше семи часов повысилось на 22%. И, согласно исследованию о привычках использования смартфонов среди детей, те их них, кто просматривает ленту перед сном, спят меньше. Недосыпание связывают с множеством дальнейших проблем здоровья — это риск для мышления и логики, снижение сопротивляемости болезням, высокое кровяное давление. Недосыпание влияет и на психическое здоровье — склонность к депрессиям и тревожности. Здесь трудно проследить точно причинно-следственную связь. Смртфоны могут привести к недостатку сна, а это ведет к депрессии, либо смартфоны приводят к депрессии, и это дает недосыпание. Но в любом случае мерцающий в темноте экран смартфона влияет скверно.

Источник: theatlantic.com. Фото: Джулия Алторк

Поширити у соц. мережах: