Открытие Германа Эббингауза

Эббингауз изучал особенности человеческой памяти, как человек забывает только что изученный материал. В результате экспериментов выяснилось, что уже в течение первого часа забывается до 60% полученной информации, через 10 часов после заучивания в памяти остаётся 35%. Далее процесс забывания идёт медленно, через 6 дней в памяти остаётся около 20%. Удручающие цифры. Моя память ещё хуже: 90% прочитанной книги я забываю, как только заканчиваю читать последнюю страницу. Хорошая новость в том, что есть надёжные методы сохранения информации в памяти. 
 

Режимы работы мозга

Эффективные способы обучения

Мозг человека использует два режима: сфокусированный и рассеянный. Оба важны для запоминания, обучения и принятия решений. 

Сфокусированный режим задействуется при решении задач, в которых уже есть опыт и алгоритм действий понятен. Мозг погружается в процесс, происходит отключение внешнего мира, используются накопленные знания. Так выполняется большинство рутинных дел. Но если мозг сталкивается с задачей, для которой нет подробной инструкции, то происходит ступор — решить её в фокусированном режиме не получится. Чтобы найти решение новой проблемы, необходим широкий взгляд на вопрос. Для этого нужен рассеянный режим. 

В рассеянном режиме обдумывание проблемы происходит неосознанно. Когда ты не думаешь о проблеме, мозг продолжает поиск решения, выстраивая новые связи между знаниями из разных областей. Такой подход часто приводит к неожиданным и оригинальным решениям. Но для эффективной работы этого режима нужно чтобы в голове было что соединять. Поэтому сначала над проблемой работают сфокусировано, а потом переключаются в рассеянный режим. 

Для написания этого поста я прошёл курс в фокусированном режиме, сделал конспект. В рассеянном режиме составил структуру текста и связал уже известные мне знания (про Германа Эббингауза и его открытие) с новой информацией. Набросал черновик и в фокусированном режиме отредактировал текст. 

Переключаться между режимами помогают спорт и сон. Самая приятная новость — сон способствует изучению материала. Во время сна клетки мозга сжимаются, а межклеточная жидкость вымывает токсины, вырабатываемые во время бодрствования. И главное, во сне мозг занимается строительством новых нейронных связей и повторяет заученную информацию. Поэтому повторение материала перед сном — хорошая идея.

Во время выполнения физических упражнений высвобождаются ресурсы мозга для поиска новых решений и запоминания информации. Кроме этого, установлено, что во время бега в гиппокампе формируются новые нейроны, а чем больше нейронов в головном мозге, тем больше объём памяти. 

Как происходит обучение

Эффективные способы обучения

Для успешного изучения материала необходимо выполнение двух условий: разбить информацию на блоки и переписать её из краткосрочной в долгосрочную память. 

Краткосрочная память похожа на школьную доску: объём ограничен, качество записи плохое, легко стирается и не гарантирует понимания. Эта память нужна для работы над текущей задачей, но бесполезна при длительном хранении.

Чтобы запомнить информацию, её необходимо сохранить в долгосрочной памяти. Это гигантский склад практически бесконечного объёма. В таком количестве информации легко заблудиться. Чтобы находить требуемую информацию быстро, нужно правильно упаковывать и раскладывать по полкам.

При изучении новой темы полезно разбить её на блоки. Разобравшись с одним блоком, переходить к следующему, постепенно складывая картинку в единое целое. Блоки информации хорошо усваиваются при соблюдении следующих условий:

1

Сфокусированное внимание. Отключить внешние раздражители — телефон, интернет.

2

Понимание основной идеи. Если что-то не понятно, разобраться поможет аналогия.

3

Ключевой момент — практика. Аккуратно упаковать и положить на полку недостаточно. Важно запомнить путь к стеллажу, где лежит информация. В этом помогает повторение материала или использование знаний на практике.

Для длительного запоминания Эббингауз рекомендует:

Первое повторение

Cразу после чтения 

Второе повторение

Через 20–30 минут после первого повторения

Третье повторение

Через 1 день после второго

Четвёртое повторение

Через 2–3 недели после третьего

Изучать нужно с перерывами. Лучше растянуть процесс на неделю по 30 минут в день, чем в один день зубрить 4 часа. Перерывы дают мозгу время на обработку и запись новой информации. 

Высшей ступенью обучения является понимание. Объединившись, блоки складываются в общую картину, происходит понимание сути. Весь объём полученных знаний кодируется одним понятием. Теперь не нужно вспоминать кучу деталей и впихивать их в кратковременную память. Достаточно вспомнить одно понятие, к которому подключены знания, связанные с ним. 

Изучая фотографию, важно разобраться с экспозицией, как получать нужную яркость. Для этого придётся разобраться с диафрагмой, выдержкой, ИСО, динамическим диапазоном. Каждый термин — отдельный блок информации. Вначале сложно контролировать одновременно все, приходится вспоминать, за что отвечает каждый параметр. Но когда вы разберётесь с каждым параметром и получите практические навыки, между блоками установится связь. Теперь знания готовы к кодированию общим понятием «экспозиция». С этого момента при съёмке есть одна задача — получить правильную экспозицию, конкретные параметры выставляются автоматически. 

Ловушки обучения

1

При перечитывании конспекта лекции или книги возникает иллюзия знания материала. Гораздо эффективнее вспоминать пройдённое или прочитанное.

2

Не бойтесь ошибок. Каждая разобранная ошибка улучшает понимание.

3

Изучение в группе эффективней, чем самостоятельное, но при условии личного участия в обсуждении. Задавать вопросы — хорошо.

4

После длительного изучения материала может наступить момент, когда структура знаний рассыпается и будет казаться, что ничего непонятно, количество ошибок возрастёт. Это хороший знак. Мозг приступил к формированию нового понятия. Просто продолжайте, через некоторое время случится качественный прорыв.

Борьба с прокрастинацией

Эффективные способы обучения

Скучная задача воспринимается мозгом болезненно. В буквальном смысле — стимулируются болевые рецепторы. Мозг стремится избавиться от боли переключением внимания на более приятные занятия: сёрфинг в интернете или просмотр нового сериала. 

Перехитрить мозг просто. Оказывается, через 25 минут сопротивление и неприятные ощущения уходят. Чтобы продержаться 25 минут, исключите отвлекающие предметы — отключите телефон и найдите тихое место. 

Может помочь изменение цели — не выучить параграф, а заниматься 25 минут. Фокусироваться на процессе, а не результате. 

Чередуйте занятие и отдых — 25 минут занятие (фокусированный режим) и 5 минут отдых (рассеянный). 

Назначьте награду. Если справитесь и продержитесь — час побалуйте себя чашкой кофе, прогулкой в парке или игрой на приставке.