Osvitanova.com.ua

Хочу поделиться списком правил чтения из книги, которую написал папа о своем опыте. Джейсон Буг пишет   о том, как он знакомил свою дочь с книгой, искал способы заинтересовать ребенка чтением, задавал вопросы различным экспертам - специалистам по детскому развитию, психологам, библиотеркарям и писателям. 

«Рожденный читать» - книга с конкретными рекомендациями родителям. Некоторыми мне хотелось бы поделиться, поскольку в своей практике психолога я не только подбираю книги для чтения, но и учу родителей, как  читать с ребенком книгу, чтобы прочитанное стало часть его опыта и появился интерес и желание прочесть следующую кнгиу. 

В правилах Джейсона Буга есть главный инструмент  -  чтение ребенка должно быть интерактивным.

Это то, о чем я часто говорю с родителями. Недостаточно купить ребенку интересных или полезных  с вашей точки зрения книг. Неэффективен и прием - прочитал - перескажи, чтобы усвоить и запомнить.  Скажу пару слов о  приеме интерактивного чтения с поомщью творчества, который я применяю на занятиях арт-терапией и сказкотерапией.

Чтение - это вовлечение, эмоциональное, сенсорное, это проживание и сопереживание, поиск ответов на вопросы, узнавание себя в герое, накопление нового жизненного опыта.  

Вокруг книги должна возникать своя история, строиться мир, общение взрослого  и ребенка, игра, творчество.  На консультациях с детьми докшольного и младшего школьного возраста  я всегда отвожу время для совместного чтения, мы читаем вместе с детьми. Если присутствуют родители, то я предлагаю маме и папе  почитать вслух или по очереди с ребенком. Мы обращаем внимание на детали,  делаем паузы, обсуждаем, рассматриваем иллюстрации.

После чтения я достаю арт-материалы и наступает очередь творческой работы по книге - рисунок, коллаж, создание собственной книги и еще много вариантов - в зависимости от того, что нравится ребенку. 

Если ребенок старше, то мы читаем сцену из книги или обсуждаем уже прочитанное - как правило, это терапевтичные истории для подростка, который в книге находит ответы на вопросы своего возраста, находит друга и союзника. Я прошу родителей рассказать о своих любимых книгах в детстве и это тоже становится мостиком в понимании друг друга. 

В книге "Рожденный читать" есть еще очень ценное качество папы - внимательное и уважительное отношение к ребенку, его интересам, желаниям, потребности возраста. И много много любви. 

Глава «Растим прирожденного читателя»

"1.Читайте вместе.

Вместе с ребенком знакомьтесь с книгой, компьютерным приложением, электронной или аудиокнигой – любым носителем литературного текста. Ученые называют такие занятия совместной игровой деятельностью. Ребенок не должен слишком много времени проводить в одинокой возне с цифровым устройством. Вы обязательно должны каждый день вместе играть и читать.

Как начать общение: Не почитать ли нам вместе? Покажи мне, как можно что-нибудь еще приготовить с помощью этого приложения.

2. Задавайте как можно больше вопросов.

Вопросы – это основа интерактивного чтения, причем задавать их можно даже ребенку, еще не научившемуся говорить. Не забывайте обращаться к малышу с вопросами до начала, во время и по окончании чтения.

Как начать общение: Куда пошел кролик? Какого цвета этот цветок?

 

3. Обсуждайте детали книги.

Показывайте иллюстранции, которые вам больше всего нравятся, называйте цвета, животных, людей и чувства персонажей, представленных на каждой странице. Поначалу ребенок не сможет к вам присоединиться, но по мере взросления научится у вас превращать чтение в интерактивный процесс.

Как начать общение: Эта машина красная. Ты видишь что-нибудь еще красное? Хочешь сосчитать зверей?

 

4. Разыгрывайте историю в лицах.

Имитируйте звуки подметания, увидев на рисунке метлу, или делайте вид, что хотите съесть нарисованную еду. Так вы поможете ребенку установить связь между понятиями и словами, а это краеугольный камень интерактивного чтения.

Как начать общение: Тогда гусеница съела одну… А потом она увидела – кого?

 

 

5. Помогите ребенку отождествить себя с героями книжки.

Начните с обсуждения простых эмоций. С возрастом эта способность ребенка будет совершенствоваться, и вы сможете задавать более сложные вопросы.

Как начать общение: Белочка хочет спать – погладь ее по головке. Ты переживал когда-нибудь так же сильно, как этот малыш?

 

6.Делитесь мнением о книге.

Если ребенку понравилась сказка, спросите, почему.

Если он ерзает под чтение электронной книги, поинтересуйтесь причиной. Все это сделает ваше совместное чтение более увлекательным.

Как начать общение: Тебе понравилось читать эту книгу? Почему тебе хочется, чтобы мы снова ее читали?

 

7. Читайте ребенку о вещах, которые он любит.

Если малышу понравилась история про панду, попросите в библиотеке другие книги об этом животном. Читайте любимые книги ребенка, пользуйтесь компьютерными приложениями, видео- и интернет-ресурсами, чтобы помочь малышу побольше узнать о предмете, который его заинтересовал.

Как начать общение: Хочешь еще что-нибудь почитать про медведя- панду? Давай попросим библиотекаря дать нам книги о пандах.

 

8. Прерывайте чтение, чтобы обсудить прочитанное.

Взрослые постоянно торопятся добраться до конца книги или приложения, чтобы поскорее покончить с этим делом, но останавливаться для обсуждения совершенно необходимо, чтобы ребенок хорошо и всесторонне понял прочитанное.

Как начать общение: Хочешь, сделаем паузу и хорошенько рассмотрим эту гору? Может, нам прерваться и поговорить о том, что случилось в книжке?

 

9.Стройте догадки о дальнейшем развитии сюжета.

Подобные вопросы создают у ребенка ощущение, что вы сами рассказываете ему историю, и углубляют понимание прочитанного.

Детские книжки – идеальный материал для этого, поскольку отличаются простыми сюжетами с забавными поворотами. Вопросы такого рода могут стать начлаом развернутого обсуждения, а привычка задаваться ими сохраняется на всю жизнь.

Я до сих пор развлекаюсь такой игрой, когда смотрю фильмы.

Как начать общение: Как ты думаешь, кто выиграет в гонакх? Что, по-твоему, спрятано в коробке?

 

10. Поддерживайте диалог.

Закончив чтение или прослушивание книжного приложения, продолжайте обсуждать историю. Ищите параллели в реальной жизни и не переставайте задавать вопросы.

Как начать общение: Что если нам теперь рассмотреть картинки с динозаврами? Ты помнишь, что такое аккордеон?"

Возьмите эти правила  за основу для того, чтобы найти свои приемы, как заинтересовать ребенка чтением, показать ему новый мир, который открывается в каждой книжке, чтобы он увидел, почувствовал, разделил настроение.

Поширити у соц. мережах: