Osvitanova.com.ua

Однажды я натолкнулась на пост в Фейсбуке о том, когда ребенок может принимать решения о своем образовании. Мне захотелось больше узнать об авторе. Оказалось, что Анна Козлова – навигатор, помогающая самоопределиться подросткам и взрослым, автор блога Self-directed Life. Я решила познакомиться с Аней и задала ей несколько интересующих меня вопросов. Результаты нашей беседы перед вами. 

Кто такой навигатор, чем он отличается от тьютора и профориентатора?

Навигатор – это специалист, который помогает строить жизненные, образовательные и карьерные стратегии. Проще говоря, это человек, который постоянно задаёт неудобный вопрос «зачем?».

На что ориентируются люди, когда выбирают, чем им заниматься в жизни? Часто они не задумываются об этом; но если покопать, то это сводится к «так правильно», «это самый легкий и логичный вариант» или «здесь я наверное смогу заработать деньги». Но точно ли все эти пути приведут к тому, что человек будет жить полной и насыщенной жизнью, заниматься любимым осмысленным делом? Если бы это было так, вокруг не было бы стольких выгоревших людей.

Навигатор рассматривает человека не в вакууме, но как часть большого мира. Более того, этот мир постоянно меняется. Если мы говорим о выборе учебы, профессии, то мы говорим о долгосрочных планах – о том, чем человек будет заниматься ближайшие 5, 10 и даже 15 лет. И поскольку мир сейчас меняется с колоссальной скоростью, через 10 лет он точно не будет таким, как сейчас. Но каким он будет? Очень во многом это зависит от того, что делаем мы, люди, – какие мы создаём технологии, какое строим общество. Всеми своими действиями мы вкладываемся в то или иное будущее, даже если не отдаём себе в этом отчёт.

Навигатор предлагает подходить к этому осознанно. В каком мире мы хотим жить? Что мы можем для этого делать? А какой образ жизни позволит нам максимально раскрыть свой потенциал, чувствовать себя на своём месте и частью чего-то большего?

Вот на эти вопросы нужно ответить себе в первую очередь или хотя бы начать себе их задавать. И уже наметив глобальный вектор движения, можно дальше разбираться с конкретными вопросами профориентации и организации образования. Но навигатор не будет изначально помогать выбрать вуз, составить резюме или улучшить оценки в школе без целостного видения, куда человек в принципе хочет прийти.

Иногда в Школу Навигаторов приходят учиться тьюторы, коучи, психологи, профориентаторы и получают новые инструменты и мировоззрение для того, чем они уже занимаются. Иногда приходят родители, чтобы помогать своим детям на образовательном пути. А иногда приходят люди совсем другим бэкграундом, с нуля становятся навигаторами и работают именно в этой парадигме.

С какими запросами обращаются подростки и взрослые?

Взрослые чаще всего приходят в моменты кризиса. Например, когда  нынешним делом уже совсем неинтересно заниматься, но куда идти дальше – непонятно. Часто это женщины, которые долго сидели дома с маленькими детьми. За время декрета поменялись интересы и заниматься тем, что было до детей, стало неактуально. В таких ситуациях чем дольше сидишь, тем меньше толку. А навигатор помогает человеку решиться что-то делать, искать новое, пробовать себя, налаживать больший контакт с миром.

Или обратная ситуация, когда у человека много разных увлечений и устремлений, но никак не получается связать их в единую картинку. Кажется, что желания друг другу противоречат. Навигатор поможет выделить самое важное во всей этой мешанине и собрать из разрозненных кусочков целостный образ.

Подростки чаще всего приходят разбираться, что делать после школы. Иногда прямо говорят «Я не вижу своё будущее». Это, кстати, классная формулировка, потому что это значит, что такой вопрос внутри у самого человека есть. Тогда навигатору нетрудно помочь сформировать образ будущего, и оттуда наметить конкретные шаги – куда поступать, какие экзамены сдавать, как к ним готовиться.

Сложнее, если подросток говорит «я вообще ничего не хочу». Тогда навигатор бережно помогает нащупать мотивацию, интересы, варианты действий, задаёт вопросы, которые раньше не приходили человеку в голову. Чаще всего «я ничего не хочу» значит, что либо человек очень устал, либо он не видит свои сильные стороны и не умеет сними обращаться. Но это не значит, что их нет. Они всегда есть.

Что порекомендуете родителям – как они могут помочь своим детям с самоопределением. Какими своими действиями и словами они мешают детям?

Во-первых, лучшее, что в принципе могут делать родители – это меньше ориентироваться на то, как «правильно» и «нормально» и больше опираться на себя. Создавать в семье здоровую, веселую, насыщенную, интересную атмосферу. Заниматься своей жизнью, общаться с разными людьми, путешествовать. Строить такие отношения с детьми, на которые дети потом смогут опираться всю жизнь, и никогда не давать никаким оценкам, домашкам, экзаменам и чужому мнению портить эти отношения.

Во-вторых, давать ребёнку много чего попробовать: кружки, мастер-классы, поездки, лагеря, экскурсии. Но не перегружать его всем этим с утра до вечера, а скорее предлагать, показывать что вообще бывает и давать достаточно пространства для того, чтобы он сам выбирал и отказывался. 

В наше перегруженное информацией время умение говорить «нет» и отказываться от того, что тебе не подходит, – иногда даже более важный навык, чем говорить «да». А родителям в это время нужно выдыхать и принимать то, что не все дела нужно доводить до конца. 

В-третьих, искренне верить в то, что ребёнок может научиться чему угодно. Для этого я советую прочитать книгу «Гибкое сознание» Кэрол Дуэк.

Нет никакой необходимости выискивать «врождённый талант». В условиях достаточной свободы выбора и доверия все заложенные способности сами раскроются наилучшим образом. Но зато фразами в духе «наверное, математика это твоё, а языки тебе не даны, как всем в нашей семье» можно очень сильно ограничить кругозор человека и его реальные возможности.

Человек в любом возрасте, а уж тем более в юном, способен освоить любые дисциплины и развиться в любых областях. Если он этого хочет. И если никто не говорит ему, что это невозможно.

В-четвёртых, быть с ребенком в постоянном диалоге. Слышать его, уважать его мнение, обсуждать то, что с ним происходит, принимать решения совместно. Помогать ему учиться рефлексировать его опыт.

В-пятых, показывать ему жизненные пути разных людей – свои, друзей, известных людей. Рассказывать, чем они занимаются, как они к этому пришли, чему они учились и продолжают учиться. 

Жизненный путь человека всё меньше похож на прямую линию «институт – завод – пенсия»; реальная жизнь сложнее и многообразнее. Общаясь с ребенком, важно не пытаться всё упростить, а наоборот показать разнообразие вариантов. Не бояться возможностей, но учиться ими пользоваться. Быть гибкими и принимать неочевидные решения.

Если резюмировать, то: ставьте отношения в приоритет, показывайте многообразие жизни, изо всех сил верьте в ребенка.

И если в чём-то из этого вам нужна помощь, приходите к навигатору :).

Как бы вы охарактеризовали сегодняшних подростков – это действительно поколение снежинок?

Как по мне, описывать одним словом огромное количество совершенно разных людей – опасная тенденция, потому что мы рискуем перестать видеть в каждом отдельном человеке личность.

Сегодняшние подростки, как и все остальные подростки в любой момент истории, очень отличаются друг от друга. У них разные интересы, ценности, взгляды и устремления.

Если мы говорим о «поколении снежинок» как о тенденции молодых людей к гипертолерантности и гиперчувствительности –да, здесь действительно бывают перекосы. Но покажите мне любое течение за всю человеческую историю, с которым бы такого не происходило! Всегда есть люди, которые любую идею воспримут слишком буквально и превратят в абсурд. Это не делает идею автоматически плохой.

Если мы становимся стариками, которые сидят и бухтят «эта глупая молодежь всё делает неправильно и ничего не понимает», мы списываем себя в утиль. Мы закрываемся от диалога и не видим то важное, о чем эти люди пытаются нам сказать.А сказать они пытаются от том, что в это мире чертовски много несправедливости, проблем, несказанной боли и накопленных веками травм. И что они отказываются всё это тащить и хотят сделать мир лучше. Это же круто!

Пока они молоды, их методы слишком радикальны. Но я верю в то, что они будут становиться старше, мудрее, и будут находить более гибкие и при этом устойчивые способы решать те проблемы, которые действительно этого требуют.

А мы, в свою очередь, можем быть рядом с ними, быть добрыми и открытыми к ним и себе и делать лучшее из того, на что способны. 

Вместе-то всегда лучше.
 

Джерело фото pexels

Приєднуйтесь до нашої сторінки і групи у Фейсбуці, спільнот у Viber та Telegram

Поширити у соц. мережах: