Osvitanova.com.ua

С 23 декабря у школьников начинаются каникулы. А пока надо хорошо поработать, чтобы не просто не снизить свои рейтинги, а лучше — повысить. Это непросто. Нагрузка в школах даже для детей младших классов высокая, а есть еще домашние задания и дополнительные занятия. Усложняют ситуацию и природные процессы: зимой световой день короткий. Это снижает работоспособность организма.

Школьные нормы

Расписание в школе должно быть составлено с учетом специальных норм, которые описаны в «Требованиях к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях». Тут указана максимальная нагрузка на учеников, а также даны требования к организации учебного дня.
Например, при пятидневной учебной неделе, у первоклассников должно быть не больше 21 часа, для тех, кто учится во 2-4 классе — до 29 часов, для учеников 5-10 классов — 30-34 часа в неделю. Получается, что даже у старшеклассников, при максимальной загрузке, “рабочий” день не должен превышать семи уроков.

А как на самом деле?

Кроме школы, где ребенок “вырабатывает” свои часы, многие ходят на дополнительные занятия и кружки: информатика, математика, всевозможные иностранные языки и т.д. Дома, съев свой законный суп (или что вы любите давать ребенку на обед), ваше чадо садится за уроки. И проводит за самостоятельной работой еще минимум два часа. Получается, что в среднем мозговая активность вашего ребенка длится минимум 7 часов в сутки. Это учитывая тот факт, что даже взрослый человек, может продуктивно работать всего пять часов в день. Остальное время — прокрастинация, чай с коллегами и чтение статей на тему “как повысить свою продуктивность на работе”.

Так как же ее повысить, эту продуктивность?

Есть разные методы. Редакция WOMO рекомендует подойти к решению проблемы с разных сторон.

1. Правильный рацион питания

Да, да, вы самая заботливая мать и лучший из отцов, но все же еще раз проанализируйте, что ест ваш ребенок. Достаточно ли в его рационе витаминов и  омега-3 ненасыщенных жирных кислот? В период повышенных нагрузок они особенно нужны организму. Основной источник омега-3 – это морская рыба. Для достаточного насыщения организма ребенка омега-3, содержащимися в рыбе, этот продукт должен присутствовать в рационе вашего чада 2-3 раза в неделю. Это не всегда удобно, доступно и не всегда по вкусу маленьким привередам. В таком случае на помощь придут капсулы, содержащие омега-3. Лидер продаж среди омега-3 комплексов для детей от 3х до 14ти лет, который выбирают потребители, — Смарт омега для детей*. Благодаря ему улучшается концентрация внимания, улучшается память, поддерживается работа мозга и зрения.

2. Водный режим

Даже взрослые грешат тем, что употребляют слишком мало воды, а ведь она нужна не только тем, кто активно занимается спортом или работает физически. Умственная деятельность, да и общее состояние значительно ухудшаются, если в организм не поступает достаточно жидкости. Европейское агентство безопасности продуктов питания (EFSA) считает, что детям от 4 до 13 лет нужно употреблять 6-8 стаканов жидкости в день. Конечно, лучше приучить ребенка пить чистую воду, но компот из свежих и сушеных фруктов без добавления сахара — тоже прекрасная альтернатива. Забываете предложить ребенку попить? Воспользуйтесь специальными мобильными приложениями, которые напоминают об этом.

3. Физическая активность

Она помогает оставаться в тонусе, развивает дисциплину и концентрацию, а также наполняет организм эндорфинами. Допустим, с посещением секций у вашего ребенка в этот период “не складывается”: утомляет вторая смена, никак не найдется хороший тренер или подходящий вид спорта. Попробуем тогда обратить гаджеты в инструмент для занятий спортом и подвижных игр! Для этого подойдет и шагомер, и старый добрый GoogleFit, и, например, игры-тренировки со Спортаком — героем детской передачи “Лентяево” (Lazy Town): ваш ребенок может играть и одновременно заниматься спортом в режиме онлайн-игры или с помощью приложения Sportacus.

4. Ограничение экранного времени

Многие дети проводят с гаджетами слишком много времени. Будем откровенны: часто это случается потому, что взрослые тоже не слишком регулируют собственное экранное время. В первую очередь нужно установить одинаковые правила для всех членов семьи: например, после 20.00 все гаджеты и телефоны откладываются до завтра, за столом никто не заглядывает в сообщения и не есть “под мультик”. Будет нелегко, но на самом деле не вы первые и не вы последние: многие семьи наработали успешные стратегии ограничения экранного времени и даже делятся рекомендациями. Помните, что избыток экранного времени крадет у семьи близость и теплоту, может привести к зависимости, расстройству сна и даже к задержке развития некоторых навыков, в первую очередь, социализации и речи.

5. Практики осознанного присутствия

Майндфулнесс, медитативная практика осознанного присутствия, становится все более популярным инструментом в воспитании добрых, разумных, психологически стойких детей. Для того, чтобы дети научились осознанно присутствовать в ситуации, учиться принимать ее такой, как она есть, легко справляться с тревожностью и другими негативными мыслями, всему этому должны научиться и мы, взрослые. Для того, чтобы начать практиковать майндфулнесс вместе с детьми, нужно самим стать присутствующими и спокойными родителями. В овладении навыками осознанности вам помогут многочисленные приложения, к занятиям майндфулнесс или йогой можно приглашать детей любых возрастов.

6. Тайм-менеджмент

Для того, чтобы ребенок не переутомлялся, важно научить его распределять время. Свободное время ребенка, особенно посвященное неструктурированной игре — священно, это не роскошь, а необходимое условие для его развития. Ученые считают, что недостаток игровых практик вызывает у детей упадок сил. Однако, есть дела, которые нужно делать и, желательно, вовремя. Как научить детей основам тайм-менеджмента? Заставлять младших школьников заниматься настоящим планированием — бесполезно, если не определены цели. Ребенок должен знать, зачем ему это нужно, зачем сейчас учиться, чтобы стать когда-нибудь потом «успешным человеком» (о котором нужно бы рассказать поконкретнее). Хочется ведь играть, и сейчас. На вопрос «а как же тогда быть с распорядком и самоорганизацией?» ответить очень легко – конечно же, показать все это на собственном примере! Создайте “семейный календарь” используя, например, электронные таблицы или магнитную доску. Ребят постарше можно учить пользоваться современными инструментами планирования, объясняя все о приоритетах и форс-мажорах.

7. Сон и отдых

Достаточно ли спит ваш ребенок? Если да, то в правильное ли время он спит? Ведь если затягивать выполнение домашних заданий до полуночи, то организм пропускает ключевое для качественного отдыха время. Многие дети испытывают трудности с засыпанием, для того, чтобы подобрать подходящий именно вам метод, нужно опробовать несколько подходов: от вечернего чтения до расслабляющей ванны или создания специальных ритуалов. Не забывайте и о пользе дневного сна: некоторым детям для перезагрузки необходимо “подремать” после школы.
Помните и о том, как хорошо разгружает психику детей качественно проведенное с родителями время. Если необходимо, устройте себе и ребенку “день психического здоровья”. Ведь иногда “не хочу сегодня в школу” — это не каприз, а настоящий крик о помощи. Умейте слышать и чувствовать ваших детей, тогда будни не покажутся всего лишь тяжким ожиданием каникул.

 

Поширити у соц. мережах: